Всю правду о воде расскажет “Фламинго”

Это небольшое юркое суденышко, смело рассекающее водную гладь, с ранней весны до поздней осени можно видеть то на одном, то на другом водоеме республики.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Это небольшое юркое суденышко, смело рассекающее водную гладь, с ранней весны до поздней осени можно видеть то на одном, то на другом водоеме республики. На борту красуется экзотическое название – “Фламинго”. Прочтешь и сразу же представишь розовую, чистую птицу, обитающую в Африке. Команда утверждает, что название судну придумали не случайно – хотели, чтобы бросалось в глаза и запоминалось. “Фламинго” – экопатрульный теплоход, который, как “летучий голландец”, стремительно появляется в самых неожиданных местах с целью защитить природу.


Защищать есть от чего – экологическая ситуация на многих водоемах республики тревожная. Класс чистоты воды, например, в Куйбышевском водохранилище, основной питьевой артерии крупных населенных пунктов республики, оставляет желать лучшего и соответствует показателям: грязные (в районе Нижнекамска), загрязненные (Казань, Набережные Челны, Лаишево), умеренно-загрязненные (Чистополь, Тетюши). Чистых вод у нас практически не осталось.


Семь футов под килем

…”Фламинго” ловко подрулил к причалу Казанского речного порта, команда быстро погрузила на борт нехитрый скарб и запасы провизии – планировалась недельная исследовательская командировка в Тетюши, Болгары, Куйбышевский затон и в район Елабужских очистных сооружений. С некоторой бравадой ступили на зыбкую палубу и журналисты, которых тут же взял под опеку главный специалист Вячеслав Трофанчук. Он на “Фламинго ” с первых дней, вот уже более шести лет. Именно столько времени за Центральной специализированной инспекцией аналитического контроля (ЦСИАК) Минэкологии и природных ресурсов РТ закреплено судно “Фламинго”. В его задачи входит контроль береговой зоны, загрязнений водоохранной зоны. На “Фламинго” установлен эколого-аналитический комплекс “Волга”, измерения можно проводить через каждые три секунды. Таким образом, за неделю выполняется работа, на которую при менее мощном оборудовании ушли бы годы. Например, в минувшем навигационном сезоне исследователям понадобилось всего пятнадцать суток, чтобы проконтролировать акваторию длиной более двух тысяч километров, охватив Куйбышевское и Нижнекамское водохранилища, от Зеленодольска и до створов на Каме и Белой.






В Татарстане насчитывается около 3 тысяч водотоков различной протяженности и 9 тысяч озер. Общая протяженность рек в республике составляет 19601 километр. Площадь водной поверхности – 4,4 тысячи квадратных километров, или 6,4 процента всей территории.

Мониторинг загрязнения поверхностных вод осуществляет Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 9 водных объектах (2 водохранилищах – Куйбышевском и Нижнекамском и 7 реках). Наблюдения, проводимые на Куйбышевском водохранилище в течение последних пяти лет, показывают, что качество вод его ухудшилось и в целом наши водоемы характеризуется как загрязненные. Наши реки богаты такими крайне вредными для здоровья веществами, как фенолы, нефтепродукты, соединения меди, марганца, железа. Особенно “железной”, например, была признана река Меша.


Главными загрязнителями поверхностных вод являются предприятия Минсельхозпрода: маслосыркомбинаты, молзаводы и мясокомбинаты, птицефабрики, сахарные и спиртзаводы, а также ливневые стоки рынков и промышленных предприятий, биологические очистные сооружения.


Из доклада Министерства экологии и природных ресурсов РТ “О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан”


– Цель подобных путешествий – не просто отыскать конкретное нарушение водной среды, но увидеть картину в целом, выявить аномальные зоны путем непрерывных измерений интегральных показателей (таких, как окислительно-восстановительный потенциал, температура, кислотность, удельная электропроводность). Все это способны увидеть и зафиксировать на любой глубине в толще мутной речной воды установленные на “Фламинго” приборы. Даже тщательно замаскированные браконьерские сети не ускользнут от бдительного ока современной аппаратуры. На носу судна установлено водозаборное устройство, которое отбирает пробы, их затем везут в лабораторию для тщательного анализа.


“Фламинго” работает в тесном контакте с региональными экологическими инспекциями по плану, утвержденному главным государственным инспектором РТ. Но нередко бывают и экстренные выезды – так называемые “чрезвычайки”.


Как-то по реке пошел мазут с марийской стороны. “Фламинго” отправился изучать ситуацию – брать пробы и определять загрязненность. Выяснилось, что “мазутные ноги” растут со стороны Волжского гидролизного завода, где, как оказалось, слесари неаккуратно сняли задвижку. Полученные данные с “Фламинго” были затем переданы в ЦСИАК, которая определила экологический ущерб и предъявила загрязнителям штрафные санкции – полтора миллиона рублей.


Но только фиксировать ЧП – это еще полдела, не раз и не два “Фламинго” помог их избежать. Вспоминается авария в районе Дербешек, когда с судна, перевозившего нефтепродукты, в воду вылилось порядка семидесяти пяти тонн нефти. В итоге нефтяное пятно едва не доползло до Белоусовского водозабора, который, как известно, является главным питьевым резервуаром для полумиллионного населения Набережных Челнов. Специалисты “Фламинго” вовремя обнаружили пятно, сразу же были приняты все необходимые меры, и попадания нефти в водозабор удалось избежать.


В этом и заключается предупредительный контроль, которым озабочены специалисты “Фламинго”. Уже потом, имея на руках данные, полученные в лаборатории, принимаются правильные управленческие решения, накладываются штрафные санкции, подсчитывается ущерб, нанесенный окружающей среде. Согласитесь, трудно представить, какие чрезвычайные ситуации могли бы возникнуть, не будь у нас в республике собственного патрульного судна с мощным эколого-аналитическим комплексом. Кстати, иметь подобную “роскошь” сегодня позволили себе только Татарстан и Москва.


Победилово посылает сигналы SOS

Мы пробыли на борту судна около трех часов. Члены экипажа “Фламинго” мало обращали внимания на журналистов – дел у них было невпроворот. Подошли к району выпуска Казанских биологических очистных сооружений и бросили там якорь. Вокруг тихая и ничем не примечательная водная гладь. Зачем остановка?


Сюда, как объяснил Трофанчук, мы приплыли не случайно. Еще осенью прошлого года чуткие приборы экопатрульного судна зафиксировали в этом месте прорыв трубопровода. В результате на гораздо меньшей глубине, чем положено, в основной фарватер Волги происходил сброс агрессивных сточных вод. Это могло привести к существенному загрязнению далеко и без того не блещущего чистотой Победиловского района. Информация о ЧП была направлена в городскую администрацию, руководителям казанского “Водоканала”, которому подведомственны очистные в Победилове. Вроде бы должны сказать спасибо и быстренько починить прорыв…


– Вот мы сейчас это и проверим, – сказал Вячеслав Маркович.


Вездесущие приборы устремили свои “глаза” в водную толщь. А через некоторое время Трофанчук лишь грустно развел руками:


– Увы, прорыв на месте, никто и не подумал его “заштопать”, даже еще шире стал. Непорядок.


Между тем с некоторой опаской и явной неприязнью следили за “Фламинго” многочисленные рыбаки, удившие рыбу со своих лодок. Мол, мешают, как раз такой клев идет. Оказывается, неспроста рыба здесь хорошо клюет. Возле выхода стоков с очистных полно биологического материала, который служит рыбе кормом. Вот она и скопилась тут. Другое дело, что корм явно неподходящий и экологически грязный, вредный. Только рыбе это невдомек, по-плебейски лопает все подряд. Потом мы едим больную рыбу, болеем сами…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще