Весна – пора сажать деревья

Сердце кровью обливается, когда идешь по улице, а вместо приятных взору раскидистых деревьев видишь безжалостно обезглавленные столбы.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Сердце кровью обливается, когда идешь по улице, а вместо приятных взору раскидистых деревьев видишь безжалостно обезглавленные столбы. Это ж сколько времени пройдет, прежде чем такие уроды обретут пушистые кроны и вновь станут полноценными деревьями. А то и вовсе не станут, как на этом снимке, сделанном нашим фотокорреспондентом на бывшей казанской улице Красного Знамени – ныне Тунакова. Жители этой улицы, чуть ли не плача, позвонили в редакцию и сообщили о вырубке деревьев, после которой их некогда уютная тенистая улочка в Московском районе превратилась в царство пней. Кстати, подобных жалоб, особенно весной, от горожан приходится выслушивать немало.


Обуреваемые праведным гневом (это же варварство!) мы отправились в трест “Горводзеленхоз”, который в Казани, как известно, считается хозяином всех городских насаждений.


Не плачьте, люди,
по старым кленам,
будут вам молодые рябины


Главный агроном треста Светлана Шишова, взглянув на фотографию, лишь печально вздохнула. Но не потому, что ей стало жаль срубленных деревьев – так вздыхают, когда тебя не понимают.


Да, деревья на улице Тунакова пустили под пилу работники “Горводзеленхоза”. Но сделали это исключительно из добрых побуждений. Вот как пояснила ситуацию Светлана Николаевна:


– На этой небольшой улочке, и впрямь уютной и тенистой, росли ясенелистные клены – очень старые, посаженные еще в тридцатые годы. На фотографии не видно, но сердцевина у деревьев основательно подгнила. Увы, они свое уже отслужили, к тому же городские условия значительно сокращают срок жизни кленов. Он у них и так невелик – всего лет шестьдесят-семьдесят. Мы приступили к реконструкции этой улицы еще два года назад – частично убрали плохие деревья. Нынешней зимой спилили остальные, выкорчевываем пни. Жалко? А вспомните ураган в Казани 2000 года. Сколько в городе тогда упало старых деревьев: одно свалилось на капот машины, другое пробило крышу дома. Могли и люди погибнуть…


Деревья не вечны, умирают они стоя, падают. У нас в городе очень старые деревья, и лет через пять-десять можем вовсе остаться без них. Вы посмотрите, как оголился еще два десятка лет назад утопавший в зелени парк “Черное озеро”. Мне вспоминаются события пятилетней давности, когда нам пришлось освобождать от старых деревьев (тех же кленов) улицу Лобачевского в центре города. Как возмущались жители, какие акции протеста организовывали некоторые городские газеты. Нелегко сломать устоявшиеся стереотипы. А сегодня на этой улице прекрасно прижились посаженные работниками нашего треста липы. На улице Дзержинского три года назад мы убрали старые клены и посадили вместо них рябины. Разве плохо? Уверяю, так же будет очень скоро и на улице Тунакова. На днях здесь началась массовая посадка рябин. Эти деревья (им по 12-15 лет) мы специально заказали и привезли из Ульяновского питомника. Рябина быстро растет – за год на 60-70 сантиметров.


Скоро преобразятся и многие другие улицы Казани. Работники “Горводзеленхоза” целенаправленно и активно готовятся к 1000-летию Казани. Только в этом году предстоит освободить улицы столицы от четырех с лишним тысяч старых и больных деревьев, а взамен посадить столько же новых.


Насаждения – это легкие города

В Казани уже в конце марта началась повсеместная посадка деревьев, в которой в общей сложности участвуют около 500 работников треста “Горводзеленхоз”. Почему так рано? Оказывается, городские власти поставили перед трестом большие задачи, наметили реконструкцию многих улиц, и, если начать посадку деревьев, как в былые времена, в середине апреля, точно не управиться. Ведь на весеннюю посадку, как правило, отводится две недели, и обычно к началу мая она уже прекращается – в это время на деревьях лопаются почки и появляются листочки.


В этом году в “Горводзеленхозе” появилось “ноу-хау” – уникальная импортная посадочная машина, которая позволяет начать посадку в более ранние сроки. Надо видеть, как гигантские стальные клещи хватают целиком дерево с огромным подмерзшим комом земли, окутавшим корни, и вставляют его в заранее приготовленную яму. Не лунку, а именно яму размером полтора на полтора метра и глубиной один метр. Дно ямы устлано подготовленной почвой, слоем глины, который специалисты называют “глиняным замком”. При такой посадке приживаемость деревьев достигает 99 процентов.


Оказывается, сажать деревья – целая наука. Если ориентироваться лишь на декоративную ценность той или иной породы, можно здорово промахнуться. Растения, прекрасно чувствующие себя в южных широтах (те же пальмы, например), у нас не приживутся. “Не пойдут” в Казани и деревья, которые украшают улицы городов Венгрии, Польши или Франции. Потому что у нас климат иной, земля другая. Для Казани особенно хороша липа мелколистная. Подходит и береза, но это не уличное дерево, оно хорошо для парков. Потому что крона у березы особой ажурной формы, которую легко повредить транспортом и нелегко сформировать.


И даже разные районы города предполагают посадку разных деревьев. В Ново-Савиновском и Московском районах почвы песчаные – на них лучше растут лиственницы, сосны. А в Приволжском районе глиняные – в такой земле вольготно чувствуют себя вяз, черемуха, тополь. Кстати, о тополях, которые раз в году, где-то в конце июня, начинают “метелить” и засыпать все вокруг белым пухом. Ох, и достал этот пух горожан, досталось и тополям, которые стали нещадно вырубать. А зря, считают специалисты, потому что у них крупная листовая пластинка, что позволяет поглощать пыли и другой грязи из атмосферы, выделять кислорода гораздо больше других деревьев. К тому же тополь быстро растет. Так что полностью отказаться от него неблагоразумно.


Вам стрижку лесенкой или каре?

Весна, впрочем, не только пора интенсивной посадки деревьев, но и их рубки, вернее, стрижки. Вжик-вжик – падают на землю ветки. И вот уже дерево похоже на бедную голую овечку, а то и вовсе ни на что не похоже – стоит какой-то дикий обрубок. В последнее время в Казани появилось много фирм, занимающихся, как они сами говорят, ландшафтным дизайном. Появились такие при районных администрациях, на предприятиях. С одной стороны, ничего в этом плохого, “Горводзеленхоз” не успевает справляться с работой по уходу за насаждениями из-за своей малочисленности. С другой стороны, не в каждой фирме, увы, работают грамотные специалисты.


– Формировать дерево нужно продуманно, – считает главный агроном треста Светлана Шишова. – Мы, например, прежде чем начать обрезку, обязательно подойдем к дереву (и не один раз), оценим его характер, физические данные. И только после этого приступаем к работе. Неграмотно поступает тот, кто большое дерево обрезает сразу метров на шесть – и стоит столб…


В сфере озеленения города должны работать профессионалы и должно быть единое руководство процессом.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще