Что позволено Юпитеру и что позволено быку, или Почему Экофонд отлучил от себя Водоканал

Жалобы казанского коммунального унитарного предприятия “Водоканал” на отсутствие дополнительных денежных средств, дабы привести в божеский вид систему водоснабжения и канализации, мягко говоря, мало соответствуют истине.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

Жалобы казанского коммунального унитарного предприятия “Водоканал” на отсутствие дополнительных денежных средств, дабы привести в божеский вид систему водоснабжения и канализации, мягко говоря, мало соответствуют истине.


Казалось бы, здесь должны радоваться каждому рублю, который может быть пущен в общее дело. Ведь казанцам, не имеющим фильтра на кухонном кране, неведом вкус нормальной живой воды. Пьем мы то, что течет из трубы, и еще радуемся тому, что из нее вообще что-то течет. А платим за воду исправно, хотя вряд ли она соответствует всяким там ГОСТам на содержание хлора, металла и прочего. Однако, представьте, руководство Водоканала даже глазом не моргнуло, лишив в прошлом году родное предприятие финансового вспомоществования на природоохранные мероприятия на сумму свыше десяти миллионов рублей. Какие средства оно могло получить в нынешнем году, этого уже никто не скажет, потому как нечего было, образно говоря, рубить сук, на котором сидишь.


О каких же упущенных средствах идет речь? Тут история такая.


В июле прошлого года директор Водоканала Григорий Арутюнов письмом известил Экологический фонд республики о том, что предприятие отказывается вносить платежи за загрязнение окружающей среды. Григорий Андреевич поставил под сомнение ряд документов, и в том числе Положение о порядке исчисления и внесения платежей в Экологический фонд РТ, утвержденное постановлением Кабмина РТ 10 декабря 1999 года. Дескать, все перечисленные и данный документ, в частности, противоречат федеральному законодательству, и со стороны Экофонда незаконно требовать незаконные экоплатежи. А посему “до введения в действие федерального налога частью 3 Налогового кодекса РФ данный налоговый платеж не порождает каких-либо обязанностей по его уплате”. Сказано тяжеловато, по-канцелярски, но веско.


В Экофонде, понятное дело, не ожидали такого. Ведь экологические платежи практически возвращаются на предприятие в виде продуманных природо-охранных программ, построенных на новых технологиях, над которыми бьются лучшие умы. Столько полезного сделали конкретно для предприятия, и вот пожалуйста… Словом, в Экофонде обиделись. И не просто обиделись. Заместитель директора фонда Владимир Бармин на следующий же день известил Водоканал о том, что поскольку им получен официальный отказ от дальнейшего начисления и оплаты платежей за загрязнение окружающей среды, то он, в свою очередь, разрывает какие бы то ни было отношения с Водоканалом. Таким образом, учитывая, что указанные платежи являются единственным источником финансирования природоохранных мероприятий, было издано распоряжение о прекращении финансирования по всем существующим договорам Экофонда с КУП “Водоканал”.


На предприятии никак не отреагировали на ультиматум. Даже лишившись экофондовских субсидий на ближайшую перспективу, здесь сделали вид, что ничего такого не произошло. И было от чего… промолчать! Но об этом чуть позже.


Абсолютное спокойствие и безразличие проявили и в городской администрации, хотя министр экологии и природных ресурсов Борис Петров лично подписал письмо мэру Камилю Исхакову. В нем он обратил внимание градоначальника, в чьем непосредственном подчинении находится Водоканал, на то, что “непродуманные действия директора КУП “Водоканал” поставили под угрозу срыва выполнение собственных программ финансирования работ на Волжском водозаборе из средств бюджета общей стоимостью 10,5 млн. рублей”.


Так вот, весь “прикол” заключается в следующем. Ситуация-то сложилась почти трагикомическая! Представьте, сегодня абсолютно каждый абонент Водоканала может совершенно спокойно не платить предприятию за сброс загрязняющих веществ в сети городской канализации. Почему? – спросите. Да потому что в типовом договоре, который заключается между Водоканалом и пользователем (абонентом), абонент в этом вопросе обязан руководствоваться тем самым упомянутым постановлением Кабинета Министров ь814 от 10.12.99 г., законность которого ставится под сомнение самим же Водоканалом.


Понятно, да? Как говорится, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Когда Водоканалу невыгодно платить, он игнорирует документ, а когда выгодно – он его очень даже уважает и предлагает в качестве руководства другим.


А теперь повернем ситуацию с точностью до наоборот. Скажем, я, как рядовой абонент, говорю Водоканалу: нет, это постановление Кабмина, упомянутое в договоре, не порождает каких-либо обязанностей с моей стороны по уплате налогового платежа. И предлагаю… да, правильно, то же самое! Подождать до выхода в свет части 3 Налогового кодекса РФ. И карта Водоканала, который попытается что-либо возразить, сами понимаете, окажется бита…


Конечно, редакция ни в коем случае не призывает абонентов воспользоваться оплошностью предприятия, которое и без того, судя по всему, лежит на боку. И вообще, пора уяснить, что слухи о том, что экологические платежи – дело сугубо добровольное, приказали долго жить.


В качестве справки. Напомним читателю: Правительство РФ учредило платежи за загрязнение окружающей среды еще в 1993 году. Попытка ОАО “Кольская горно-металлургическая компания” в марте 2002 года объявить платежи вне закона не увенчались успехом. 10 декабря 2002 года Конституционный суд РФ вынес решение об обязательности возмещения за вред, наносимый природе. Порядок определения платы и ее предельных размеров признан действующим, то есть законным. Это решение не устроило компанию, борьба продолжилась.


Восстановить доверие к экологическим платежам удалось лишь после вмешательства Президента РФ Владимира Путина, который на заседании Президиума Госсовета РФ по вопросу оздоровления экологической обстановки 2 июня 2003 года однозначно указал принять меры по восстановлению механизма компенсации экологического вреда от хозяйственной деятельности. Уже 12 июня Правительство России приняло постановление ь344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления”.


Ну о чем тут еще спорить?


И напоследок. Сегодня предприятия крупно задолжали за нормативные и сверхнормативные выбросы, за сбросы вредных веществ и размещение отходов. В этом черном списке загрязнителей-неплательщиков – десятки крупных предприятий республики, среди которых КамАЗ, “Нижнекамск-нефтехим”, завод имени Серго, Зеленодольский МПУ “Водоканал”…


Несмотря на законодательные неувязки, в результате которых ряд предприятий (подобно казанскому Водоканалу) перестал декларировать природопользование, Экофонд Татарстана не прекратил свою работу. За счет экологических платежей он сумел инвестировать в природоохранные мероприятия 229 миллионов рублей в 2002 году и почти столько же – в нынешнем. А это (будем помнить!) – забота о нас с вами.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще