Во сколько природе обходится “черное золото”?

Главный источник поступления денег в бюджет республики – нефть – одновременно является и основным источником загрязнения окружающей среды.

Автор статьи: Пресс-центр Минэкологии РТ

information_items_1347368053

Главный источник поступления денег в бюджет республики – нефть – одновременно является и основным источником загрязнения окружающей среды. Нефтяные компании благоустраивают родники и озера, строят станции очистки воды, проводят другие природоохранные мероприятия… Но проблем с экологией здесь еще более чем достаточно.


Наболевшие вопросы, связанные с деятельностью нефтяных компаний, были подняты 23 июля в Альметьевске на выездном заседании правительственной Комиссии по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан. Провел его министр экологии и природных ресурсов РТ Борис Петров.


Сначала участникам заседания показали нефтяную столицу: благоустроенное озеро, где теперь можно купаться, городской парк с аттракционами, пункты сбора вторсырья. А участок по демеркуризации ртутных ламп и трубный завод продемонстрировали, как пример заботы “Татнефти” об экологии. В общем, впечатление сложилось хорошее. Приплюсуем сюда и то, что нефтяники начали производить малосернистое дизтопливо и неэтилированный бензин. А от качественного горючего и вреда окружающей среде намного меньше. Благодаря установкам по улавливанию легких фракций в нефтехранилищах ежегодные выбросы углеводородов в атмосферу сократились на 80 тонн.


Вместе с тем именно на долю нефтяников в республике приходится треть выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн. И по словам заместителя министра экологии и природных ресурсов Анатолия Щеповских, далеко не все, что было предусмотрено экологическими программами, выполнено.


Отдельно надо сказать про малые нефтяные компании, которые, кажется, живут одним днем. Большинство таких компаний не имеет экологических служб, а если они и есть, то примитивные. На ряде предприятий – ЗАО “Татойлгаз”, НГДУ, “Нурлатнефть”, НГДУ “РИТЭКЧелнынефть” – происходили утечки нефти и минерализованных вод. Скважины нередко эксплуатируются без обваловки, причем некоторые находятся в водоохранных зонах рек Ик, Тойма, Бурейка. Вода многих родников и колодцев становится непригодной для питья из-за порывов водоводов и закачки соленых вод в скважины.


Больше всего внимания на заседании уделили проблеме нефтешламов. Во-первых, до сих пор не ясно, в каком количестве они образуются. К примеру, по данным ОАО “Татойлгаз”, в прошлом году утилизировано более тридцати тысяч тонн принятого от ОАО “Татнефть” нефтешлама. Тогда как по сведениям самой компании, их образовалось в два раза меньше. Однако куда делось то, что копилось долгих пятьдесят лет? Кроме того, на скважинах НГДУ “РИТЭКЧелнынефть”, ОАО “Кондурчанефть”, ОАО “ГРИЦ” даже не знают, где образовавшийся нефтешлам находится. В общем, о том, сколько его у нас, можно только догадываться.
Во-вторых, до сих пор не построены шламонакопители. Так называемые амбары, где сейчас хранят нефтешламы, переполнены. Да и хранят их в большинстве случаев с нарушениями, например, без гидроизоляции. В результате вся эта грязь просачивается в водоносные горизонты почвы.


По словам заместителя главного санитарного врача РТ Наили Фатхуллиной, в связи с нефтешламами всплывает еще одна проблема – загрязнение окружающей среды природными радионуклидами. Причем уровень этого загрязнения, как и объем образовавшихся нефтешламов, неизвестен.


Сами нефтяники на заседании много говорили о природоохранных мероприятиях. Только за последние два года, по их словам, на это ушло пять миллиардов рублей – треть капитальных вложений “Татнефти”. Казалось бы, немало. Но по-прежнему неясно, адекватны ли эти усилия реальной угрозе окружающей среде от развития нефтедобывающей отрасли.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще