Поселок Кармалка, что в восьми километрах от Заинска, из тех, чей возраст по историческим меркам просто младенческий. Первые дома здесь начали возводить сорок шесть лет назад. О том, какое имя дать новому поселению, долго думать не пришлось. Течет тут река Кармалка, вся длина которой четырнадцать километров, вот тебе и готовое название.
А места здесь красивейшие. Стоят дома в окружении лесов, на окраине селения озерцо, которое облюбовали спортсмены. Тут летом раскидывает свои палатки лагерь “Кекусинкай”. Но известность свою Кармалка приобрела тогда, когда здесь обустроился базисный лесопитомник Заинского лесного хозяйства. Лесхоз этот – один из самых крупных в республике и охватывает территории Заинского, Альметьевского, Новошешминского и Нижнекамского районов. Специфика же его лесного фонда в том, что здесь растут в основном осина, береза и липа. Улучшение породного состава происходит искусственно. Досаживают сосну, ель, дуб и лиственницу.
Старожилы помнят начало шестидесятых годов, когда из-за растущих объемов лесозаготовок под топор уходило ежегодно до тысячи гектаров леса. Тревогу забили ученые-практики. Такое безжалостное и недальновидное отношение к “зеленым легким” планеты грозило экологически страшными последствиями. Нужно было восстанавливать леса. А для этого требовалось каждый год высаживать по шестьсот гектаров молодого леса и в дополнение до 4 миллионов штук сеянцев. Остальная же часть вырубок восстанавливалась посевом желудей дуба. Вопрос состоял в другом: где эти сеянцы выращивать? Небольшие питомники были практически во всех лесничествах, но посадочным материалом в нужном количестве они хозяйство не снабжали. Посевы гибли от засухи, грибковых заболеваний. Приходилось завозить сеянцы дуба, ели, сосны даже из-за пределов республики, но этот материал не отвечал требованиям лесокультурного дела. В дороге корневая система иссушалась, растения гибли, плохо приживались, да и были они заражены разного рода болезнями, появление которых в лесных массивах ничего хорошего не сулило.
Заинцам нужен был свой базисный лесной питомник. Выполнение этой задачи было возложено на отдел лесного хозяйства, который возглавлял в ту пору главный лесничий, ныне лесопатолог Министерства экологии РТ Валентин Алексеевич Иванов. К делу подошли со всей ответственностью. При выборе места под питомник следовало учесть рельеф, почвенно-гидрологические условия, нужно было, чтобы в достатке имелась вода и были удобные подъездные пути. А самое важное, земля, где будут взращивать лесных жильцов, должна иметь богатый гумус и быть легкой по своему механическому составу, чтобы можно было качественно запахивать семена и не опасаться возникновения почвенной корки. После долгих раздумий выбор пал на квадрат номер 69, где располагался и кордон лесника. Долгое время тут работал лесником Каюм Закарианов. На небольшом участке в сто соток он со своей супругой Саймой вручную выращивал сеянцы деревьев.
Когда анализы почвы были готовы, специалисты только ахнули. Более оптимального варианта нельзя было и придумать. Богатая, плодородная почва, да и сам участок, выбранный под питомник, будто создан природой для выращивания растений. Место солнечное и в то же время защищенное лесами.
Это был 1967 год, и сегодня, спустя тридцать пять лет, питомник, раскинувшийся на территории в тридцать один гектар, широко известен далеко за пределами республики. Сюда едут за саженцами деревьев, декоративных растений, плодовых культур. Только этой весной и только на нужды своего лесхоза было отпущено 990 тысяч штук сосны, 405 тысяч – ели, сотни тысяч саженцев уехали в другие лесхозы. За три десятка лет работники питомника сумели накопить немалый опыт, и не зря в течение нескольких лет коллектив завоевывал звание “Лесной питомник высокой культуры РТ”, а в свое время питомник был отмечен как один из лучших в России.
Многие годы связывают судьбу нынешнего директора Заинского лесхоза Мулланура Рахимзянова с кармальским питомником. Немалая доля его труда в том, что питомник смог не только укрепиться как динамично работающая структура предприятия, но и стать одним из лучших среди себе подобных.
– По старинке работать не хотелось, – вспоминает те годы Мулланур Мубаракзянович,- и потому в свое время мы заказали проект организации базисного питомника Саратовскому филиалу института “Союзгипролес”. В восемьдесят первом году проект был у нас на руках. Для того чтобы рационально использовать удобрения, на полях питомника провели полное агротехническое обследование и составили агрохимические картограммы обеспеченности почвы подвижными формами калия и фосфора, картограмму по степени кислотности и гумуса. И размещение полей севооборотов производили с учетом выполнения работ механизированным способом и возможности полива дождевальными установками. Собственно, рекомендации этого проекта и стали для нас основой ведения хозяйства на питомнике.
С первых же дней создания базисного питомника здесь делали ставку на внедрение новых технологий и последних достижений агротехнической науки. Признаться, даже немного смешно и непривычно видеть крошечные колючие елочки, растущие на грядках, как какие-то огородные помидоры.
– Вот те же древесные породы взять, – говорит мастер питомника Сергей Евтушев. – Тут нужны трехпольная система севооборота, содержание чистых паров, культивация с боронованием. Надо и полоть вовремя, и поливать. Одним словом, как на пашне работа. Но есть своя специфика. Посевы ели и лиственницы, к примеру, нужно обязательно оттенять щитами, чтобы не сгорели на солнце.
Обязательное условие – ведение лесопатологического мониторинга за развитием болезней и их возбудителей. А тут коварной заразы, как оказалось, немало. Досаждает та же мучнистая роса, знакомая нам по огородам, есть свои болезни у берез, у сосен. Плохи шутки с “шютте”, грозящей гибелью неокрепшим елочкам. Одним словом, нужно быть начеку. А работать в Кармалке умеют, потому и едут сюда со всех концов республики за будущими лесами…