Испокон веков земля имеет особую социальную значимость – она и природный ресурс, и территория, и недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага. Последнее, с учетом нынешнего бурного развития рыночных отношений, как никогда актуально, особенно с принятием в октябре 2001 года нового Земельного кодекса РФ.
Как разумно и эффективно жить на земле, работать на ней, пользоваться ее благами, не боясь, что они вот-вот иссякнут и земля-кормилица превратится в бесплодную пустыню? Приезжайте в Азнакаево. Здесь есть чему поучиться.
А тут еще и “рукотворные” причины
Азнакаевский район – нефтяной край. А там, где добывается нефть, как правило, присутствуют и большие проблемы с окружающей средой. Природные условия и без того не просты (сильные ветры, малое количество лесов), а тут еще добавились, так сказать, “рукотворные” причины. Это бессистемная добыча не только нефти, но и других полезных ископаемых строительного предназначения (песка, щебня, гравия). В районе образовалось огромное количество карьеров, на одних еще ведется работа, другие после использования оказались в заброшенном состоянии. Усугубляли ситуацию засухи, а в некоторых местах, наоборот, чрезмерное количество влаги (чересчур агрессивной из-за присутствия в воде нефтепродуктов). И земля стала покрываться, как язвами, эрозиями и оврагами. Если их не лечить – прощайте, высокие урожаи!
Не так давно земельные вопросы на местах решали земельные комитеты, которые подчинялись непосредственно главам администраций. Но после образования в республике в мае 2001 года Министерства земельных и имущественных отношений комитеты преобразовались. В Азнакаеве, например, взамен создана служба земельного кадастра. Прежняя хозрасчетная группа землеустроителей, числившаяся при райадминистрации, приобрела статус независимого земельного бюро – государственного унитарного предприятия. Были созданы также земельная палата, управление земельных и имущественных отношений.
Какие бы ни случались в стране дефолты, какие бы сюрпризы ни выкидывала в очередной раз погода, какие бы стрессы ни ломали нашу многострадальную экономику, руководители Азнакаевского района всегда старались находить средства на заботу о земле. Это уже традиция.
Как победить эрозию?
Эрозия, согласно энциклопедическому словарю, – это разрушение водой и ветром верхнего слоя почвы. В районе развиваются как водные, так и ветровые эрозии.Одна из таких начала “есть землю” близ города Азнакаево. В начале 70-х годов районные власти сломали голову над вопросом, как быть. И решили на левой стороне дороги посадить овражно-балочные насаждения – тополя, березы, сосны, а земли по правую сторону отдать под сады и огороды жителям райцентра. Те с радостью и энтузиазмом принялись осваивать целину – благо, до городских квартир рукой подать. Прошли годы, от былого убожества бросовых земель не осталось и следа – кругом буйно цветут сады.
Один из простых и эффективных методов борьбы с эрозиями и оврагами – каменные наброски. С их помощью, например, удалось победить огромный Агировский овраг, образовавшийся близ одноименной деревни. Появился он по причине того, что при строительстве дороги непродуманно проложили водостоки. Овраг, ставший памятником разгильдяйству и бесхозяйственности, достиг шестнадцати метров в глубину. Туда запросто могло свалиться колхозное стадо, трактора объезжали опасное место за тридевять земель, тратя время и драгоценное горючее. Овраг пытались бетонировать, но монолитные блоки снесли первые же вешние воды. Тогда с Агировским оврагом стали бороться с помощью каменных набросков. Девяносто два кубических метра камня победили эрозию.
Еще одна каменная наброска у села Тумутук помогла остановить бурную водную эрозию. Положение было очень опасным: воды реки Ик неумолимо подбирались к домам сельских жителей. Тогда руководители Азнакаевской администрации встретились с тогдашним генеральным директором объединения “Татнефть” Аклимом Мухаметзяновым и попросили его помочь спасти село Тумутук. По берегам Ика сделали мощные каменные наброски. Еще одну эрозию, беспокоившую тумутуковцев, также остановили каменными набросками в прошлом году, используя средства Экофонда.
Плачевным из-за прогрессирования водной эрозии было положение и старинного села Урсаево: вода подтопила фермы, дома, вплотную подошла к кладбищу. Уже обсуждался вопрос переноса деревни. Но, к счастью, помогли те же каменные наброски.
С нефтяниками лучше дружить
Представьте только: на землях Азнакаевского района пробурено более пяти тысяч нефтяных скважин, для их электроснабжения проложено более пяти тысяч километров линий электропередачи. Под землей находится свыше десяти тысяч километров подземных коммуникаций. Вот такой прессинг на окружающую среду.
Известно, что вместе с нефтью при ее добыче выходит много попутной воды. Обычные трубы не выдерживают – ржавеют, рвутся уже через два-три года после начала эксплуатации. Попадая в землю, эта, по сути, отравленная вода, содержащая в себе огромное количество вредных веществ, убивает почву. Такая земля подвержена сильным эрозиям, не пригодна для сельского хозяйства.
Агрессивные сточные воды некогда покрывали в районе огромные пространства. В одном месте, например, было загублено 28 гектаров леса, в другом – 30 гектаров пашни. Нефтяников жутко критиковали, ругали, штрафовали, но что толку. Им надо зарабатывать валюту для страны. Другое дело, что трудиться можно разумно и бережно. Ведь земля у нас одна на всех.
Остро встал вопрос – как вести рекультивацию поврежденных земель? Привлекли ученых, и те нашли эффективный метод восстановления. Как все гениальное, он оказался прост – внесение в почву фосфата гипса. Прошли годы – нефтяники многому научились, в том числе бережному отношению к земле, на которой им приходится работать.
Эффективный метод борьбы с нефтяными загрязнениями в водоемах – так называемые нефтеловушки. Одна из них построена в 2001 году на небольшой речке выше деревни Какре Елга нефтяниками НГДУ “Джалильнефть”. А всего в районе около десяти подобных сооружений.
Деревья и люди…
Сабантуй в Азнакаевском районе традиционно проводится в красивой березовой роще недалеко от райцентра. Это любимое место отдыха азнакаевцев. Но подобные рощи, относящиеся к лесам первой категории, здесь редкость. Лесов не хватает, оттого и ветры дуют сильные, надувая на голые беззащитные поля коварные ветровые эрозии. Выход один – искусственным путем поднимать уровень лесистости.
С помощью саженцев удалось остановить эрозию у подножия знаменитой горы Чатыр-Тау: там посадили молодой лес на 260 гектарах земли.
За последние тридцать лет так называемые овражно-балочные насаждения и лесозащитные полосы появились на более чем 2000 гектаров земли. Эту работу выполняют Азнакаевский и Бугульминский лесхозы, которые полностью обеспечивают район посадочными материалами и ухаживают за юными лесными массивами еще в течение пяти лет. Неудивительно, что приживаемость посадок составляет почти сто процентов. За последние десять лет лесистость Азнакаевского района повысилась на два процента.
Все бросовое – под “костер”
Интересную мысль высказал руководитель земельной кадастровой службы Азнакаева Фоат Галимович Галиев. Он сказал, что земля должна всегда быть в движении, работать. Даже бросовая земля может сослужить хорошую службу, если не полениться приложить к ней руки.
Вот, к примеру, история с городской свалкой. Ее открыли в 1976 году на месте бывшего карьера у села Сапеево. Спустя пятнадцать лет закрыли, потому что нашлось более приспособленное и безопасное место. А что делать со старой?
Можно было, конечно, просто “забыть”. Но она же как бельмо на глазу… И тогда решили рекультивировать это место на манер полигонов твердых бытовых отходов (ТБО). Кстати, в те времена полигонов в РТ еще не строили. Так что азнакаевцы в этом деле были пионерами. На территорию свалки завезли чернозем, посеяли многолетнюю траву “костер”. Деньги были выделены из районного бюджета. Азнакаевская ПМК “Мелиорация” освоила средства. Сейчас на месте бывшей свалки, образно говоря, пылает изумрудно-зеленый “костер”. Эту траву с удовольствием поедает скот, сапеевцы пасут здесь своих буренок и заготавливают сено. А сурки, ставшие вездесущими, уже успели нарыть вокруг норок. О чем это говорит? О том, что природное равновесие восстановилось.
Одно из важных направлений работы с землей в Азнакаевском районе – рекультивация карьеров по добыче щебня, песка и гравия. Здешние недра богаты полезными ископаемыми, одного гравия ежегодно добывается более 100 тысяч тонн. Но многие карьеры после завершения работ превращались в бросовые земли. Что с ними делать? Эффективно использовать в хозяйстве! Например, чтобы не занимать ценные территории сельхозугодий, на месте рекультивированного карьера можно устроить пункт забора соленой воды, как это сделало НГДУ “Азнакаевскнефть”.
Нередко на территориях бывших разработок и других малоценных сельхозугодий устраивают пастбища. Это вопрос особый. Ведь бессистемная пастьба может пагубно сказаться на качестве земли, стать причиной возникновения эрозии, оврагов. Особенно тщательно следует выбирать место для выгула овец, эти животные выдирают траву из земли прямо с корнями.
О прудах и болотах
Без воды, как известно, ни туды и ни сюды, особенно в сельском хозяйстве. Поэтому грамотному решению вопросов орошения в районе всегда уделялось большое внимание. За последние тридцать лет в районе построено сорок шесть плотин. Один из таких рукотворных водоемов – пруд колхоза “Марс” водоизмещением восемь миллионов кубов. Красивейший пруд, и рыба здесь водится. А вокруг (кстати, на бывших бросовых землях) шумит сочное поле козлятника – сравнительно новой для района кормовой травы.
Хотя земли Азнакаевского района не отличаются чрезмерной заболоченностью, но приходится иной раз прибегать и к осушительным мероприятиям. В 70-е годы недалеко от Азнакаева на болотистой местности после осушения хотели было построить парк, но не получилось. Прошли годы – сейчас здесь сам по себе вырос лес. В нем даже водятся зайцы и лисы. Так природа восполнила пустоту после того, как осушили болото. Всего в районе 381 гектар осушенных земель. В основном они используются под пастбища.
По соседству с небом
Некоторые возвышенности в Азнакаевском районе имеют не совсем обычные, как бы ступенчатые склоны. Это так называемые террасы. Террасирование считается эффективным методом улучшения качества земельных угодий. И он с успехом применяется в Азнакаевском районе, например, на территории совхоза “Урманаевский”. Специалисты лесхоза сделали планировку, посадили деревья. Есть надежда, что лет через десять склон покроется густым лесом.
Столбы, дороги и мосты служат земледельцам
Общая протяженность дорог с твердым покрытием в районе – 1700 километров. Кроме того, 1400 километров дорог проложены внутри населенных пунктов. Еще 150 гектаров земли заасфальтированы под дороги и площадки на территориях промышленных предприятий Азнакаева и поселка Актюба.
Но есть и неучтенные дороги – на полях, где установлены буровые вышки, качалки и прочие объекты нефтяников. Как быть с этими дорогами, как ухаживать за посевами, расположенными вблизи таких объектов? Конечно, процесс нужно контролировать. Эти функции осуществлял земельный комитет, а ныне – служба земельного кадастра. Но и нефтяники научились беречь каждый клочок земли. Взять простенькие колышки – их нередко устанавливают для того, чтобы техника, подъезжающая к скважине, не губила посевы.
А сколько проблем у земледельцев со столбами линий электропередачи! Стоят они, как правило, на краю поля – тракторам ни проехать, ни развернуться. В результате большие куски пашни оказываются необработанными. Поэтому столбы на полях Азнакаевского района, чтоб они “не путались под ногами” у земледельцев, стараются располагать на середине поля. Вернее, на расстоянии не менее тринадцати метров от края. Непривычно, зато удобно и выгодно! В нынешнем году таким образом демонтировали многие столбы. От них “очищены” все свекловичные поля – а это восемь тысяч гектаров. Общая протяженность демонтажа составила в районе примерно три тысячи километров.
Большое значение на селе имеют мосты. Причем, не столько обычные – автомобильные и пешеходные, сколько специальные – для проезда тракторов и другой тяжелой техники. Ведь трактору, особенно гусеничному, не положено ездить по обычному мосту или обычной дороге. Раз-другой проедет – все покрытие сорвет.
Для проезда тяжелой техники не так давно построили мост через реку Меллю. Раньше, когда его не было, трактористам приходилось совершать многокилометровые объезды. А сколько земли при этом портили!
А вот переезд через речку Стярле. Для того чтобы попасть на скважину, расположенную на горе, гусеничной технике приходилось добираться в объезд через деревню Митряево. Подумали – и соорудили спуск с горы и переезд через речку. Сейчас все довольны. Таких переездов в районе более двадцати, и еще шесть строятся. Кстати, затраты на переезды окупаются в течение двух-трех лет.