Одним испугом не отделаются

Если Нью-Йорк – город контрастов, то Буинск, простите, деревня контрастов.

Если Нью-Йорк – город контрастов, то Буинск, простите, деревня контрастов. На эту аналогию натолкнуло последнее выездное заседание правительственной комиссии по улучшению санитарно-экологической ситуации в Республике Татарстан.


На этот раз на заседании устроили разбор полетов заволжским районам республики. Комиссию принимал непосредственно Буинск. По традиции, сначала гостей провезли по достопримечательным объектам, к коим относятся пешеходная улица, потрясающий мраморной роскошью дворец бракосочетаний, досуговый центр, школы, новенький вокзал. Из экологических объектов был показан только полигон твердых бытовых отходов, и то не до конца достроенный. Лоск на полигоне, как показал опрос, судорожно наводился в течение последних трех дней. А так он горел синим пламенем, и мусор с окрестностей собирали студентки медучилища, которых в спешном порядке выгнали на так называемые полевые работы.


Непролазную грязь чуть ли не в центре города и текущие канализационные стоки гости, конечно, могли посчитать следствием дождя. Только не было осадков в тот день, а грязи здесь хватает и в сухую погоду. Кто встречает новый век с Интернетом, а кто покупает новые ассенизаторские машины, поскольку надо решать проблемы с выгребными ямами. А что делать? Очистных сооружений нет. Вообще-то их строят – вот уже на протяжении почти двадцати лет.


Разумеется, глава администрации района самокритично согласился, что недоработка имеет место быть. Но все же странно было слышать, что, мол, деньги отвлекались на другие культурные объекты – перечисленные выше. Как будто не знают в районе, что о степени цивилизации и культуры можно судить не только по ипподрому и местной (на манер Казани!) пешеходной улице, но и по тому, в каком состоянии находятся отхожие места.


Впрочем, такая ситуация не только в Буинске. Весь заволжский регион страдает от грязи. Например, в Тетюшском районе устроили склад навоза на водоохранных зонах малых рек. Причем можно еще объяснить, когда по берегам реки мусор разбрасывают несознательные граждане, но ведь навоз вывозится централизованно с ферм!


В Апастовском районе на полигоне жгут мусор, отходы захоранивают вдоль всей проезжей части котлована полигона, а уж о сортировке их и говорить не приходится. Кстати, отсутствие сортировки – это ведь не просто беда, но откровенная глупость. Нерадивые хозяева теряют на этом нехилые деньги, поскольку вторсырье – это деньги, на получение которых практически не надо затрачивать никаких усилий. Нужно только наклониться и поднять их. Прямо на заседании комиссии было принято решение, что отныне полигоны вообще не будут приниматься без ангаров для сортировки.


В Апастове есть еще одна проблема – полигонный дренаж не работает, а значит, мусор практически сваливают в воду. Так что на гордое название “полигон твердых бытовых отходов” эта банальная свалка никак не тянет.


Камскоустьинский район пошел еще дальше. До мая 2001 года Камско-Затонским МПП ЖКХ бытовые отходы вывозились в овраг, прилегающий к лесопосадке. Несанкционированная свалка получилась немаленькой – 0,15 гектара. Что после этого можно требовать с беззаботно мусорящих граждан, если подобными делами, причем гораздо более масштабно, занимается жилищно-коммунальное хозяйство? Да и районная комиссия по улучшению санитарно-экологической обстановки практически не работает.


В Дрожжановском районе непонятно где и каким образом утилизируют павший скот, а на полигон вывозятся хозфекальные стоки из выгребных ям частных домов. Список прегрешений можно продолжить, но стоит ли?


Заместители глав администраций, которых министр экологии Борис Петров вызывал на трибуну, краснели, бледнели и, за редким исключением, в свое оправдание ничего не могли сказать. Классическая “отмазка” последнего времени, мол, денег нет, была просто неуместна. Потому что деньги есть и на строительство очистных, и на строительство полигонов. Только вот лимиты в районах не осваивают. Интересно, как отнесутся жители районов, ждущие очистных и полигонов, к подобной нерасторопности своих местных чиновников?


Между тем в заволжском регионе, по данным санэпиднадзора, наблюдается рост числа острых кишечных и прочих вирусных и микробных заболеваний. Так, заболеваемость гепатитом А в Камскоустьинском районе выросла в одиннадцать раз, Буинском – в пять, Апастовском – в два раза. В Дрожжановском районе дизентерией стали болеть в три раза чаще. Ну и так далее в том же духе.


Сейчас все говорят о сибирской язве. Думаете, что эту заразу нам могут подбросить только террористы по почте? Ошибаетесь. Большинство скотомогильников (более пятидесяти процентов!) не соответствует санитарным требованиям. В Тетюшском районе, к примеру, только пять из пятидесяти пяти не представляют угрозы. Так что зря радовался заместитель главы Кайбицкого района, который, спустившись с трибуны и сев на свое место, сказал коллегам: “Фу, испугом отделался!”.


Похоже, не все отделаются так легко. Вопрос о соответствии занимаемой должности некоторых товарищей будет поставлен до того, как нас настигнет новая эпидемия. Работу некоторых районов в плане улучшения санитарно-экологической обстановки было решено признать крайне неудовлетворительной.


Диана АРСЛАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще