Новые свалки возникают быстрее, чем ликвидируются старые

На очередном брифинге в администрации Набережных Челнов руководитель Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин рассказал журналистам о состоянии окружающей среды в городе и шести соседних районах.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

На очередном брифинге в администрации Набережных Челнов руководитель Прикамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин рассказал журналистам о состоянии окружающей среды в городе и шести соседних районах. В целом оно удовлетворительное. Нынешним летом была всего одна аварийная ситуация. Из-за обильных дождей на Набережночелнинской птицефабрике прорвало дамбу на пруде-накопителе жидких отходов, и сточные воды попали в бассейн Камы. Нанесен ущерб рыбным запасам на 200 тысяч рублей.


Что касается воздушной среды, то главным ее загрязнителем по-прежнему остается автотранспорт. Например, проверка парка машин Набережночелнинского ГАТП обнаружила, что 24 процента техники работало с неотрегулированными двигателями.


Увы, не избавились жители региона и от привычки возле каждого забора устраивать мусорную свалку. Санитарно-экологическая милиция выявила 29 подобных мест на территории города и в местах отдыха. Девять из них ликвидированы. Но беда в том, заметил А.Насыбуллин, что новые несанкционированные свалки возникают быстрее, чем ликвидируются старые.


Нарушения допускаются и при складировании бытовых и промышленных отходов на специально отведенных полигонах. Пришлось закрыть свалку КамАЗа – она горела, что серьезно загрязняло атмосферу. Периодически происходят самовозгорания мусора на городской свалке, причина – ее переполненность. Необходимо строить новую площадку для захоронения продуктов жизнедеятельности крупного индустриального центра. Но и она лишь временно уменьшит остроту проблемы. Более кардинальный способ решения – превращение отходов во вторсырье. Сейчас в автограде развернуто восемь пунктов по сбору утиля от населения и один пункт – в Елабуге. В ближайшее время их количество возрастет в два раза, а в перспективе ставится задача, чтобы такие пункты были в каждом микрорайоне. По оценкам специалистов, до 60 процентов бытовых отходов – в масштабах Челнов за год это примерно 100 тысяч тонн – можно пустить во вторичный оборот. Нетрудно прикинуть, насколько уменьшится нагрузка на коммунальные службы города, когда жители сами будут сортировать и относить старьевщикам отслужившие свой срок предметы домашнего обихода, упаковку, а не выбрасывать их в мусоропровод.


Правда, пока это мечты, хотя, как заверил А.Насыбуллин, они могут реально воплотиться в жизнь. Работать с населением намного сложнее, чем с юридическими лицами. Вот обнаружили специалисты управления факт загрязнения окружающей среды складом ГСМ торгово-закупочной компании КамАЗа – и сразу вчинили предприятию иск на 43 млн. рублей. Одним махом выполнили объемные показатели по штрафным санкциям! А возиться с водителями, что моют свои машины в Каме и ее притоках… Результат в каждом отдельном случае пшик, а мороки хоть отбавляй.


Впрочем, отвечая на мой вопрос, А.Насыбуллин не согласился с тем, что автолюбители остаются вне поля зрения экологов. При определенном стечении обстоятельств охотника прихорашивать механического “друга” на открытом водоеме можно так штрафануть, что тому придется машину продавать, чтобы выплатить компенсацию за причиненный природе ущерб.


Однако такого прецедента еще не было. Да, наверное, и ни к чему применять драконовские меры. Главное, чтобы действовал принцип неотвратимости наказания. А размер штрафа делал нерентабельной бесплатную помывку машины на речке даже с учетом того, что автомойки в городе значительно подняли цены на свои услуги. Пока же обычная картина: вдоль береговой линии Нижнекамского водохранилища вперемежку с купающимися детьми припарковываются легковушки, чьи владельцы тут же начинают окатывать их камской водой. Раньше подобных “чистюль” гоняла санитарно-экологическая милиция, но в этом году что-то ее не видно. Возможно, экологам в погонах начальство запретило появляться на “диких” пляжах, чтобы напрочь отбить у горожан желание здесь отдыхать? Если это так, то цель отчасти достигнута. Например, полоска берега, примыкающая к бывшему яхт-клубу, сегодня вызывает стойкие ассоциации с выгребной ямой. Хотя, если поставить тут пару контейнеров для пластиковых бутылок, другого мусора и регулярно их опорожнять, вопиющей антисанитарии можно было бы избежать.


Коммунальные службы не стали распылять наличные силы, “собрали их в кулак”. Но ведь с самого начала было ясно, что полумиллионное население города, растянувшегося на добрый десяток километров, никогда не собрать на ограниченной территории так называемого культурного пляжа, и люди будут купаться и загорать там, где им удобнее, то есть поближе к своему дому. Несмотря на все призывы этого не делать. И теперь они проходят на как бы несуществующих для коммунальщиков пляжах такой “экологический всеобуч”, особенно дети, что никакая просветительская работа в будущем не сотрет его следы с лица города.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще