Последние два года в республике шла непримиримая, казалось бы, борьба с мусором. За это время на деньги Экологического фонда РТ у нас как грибы после дождя появлялись полигоны ТБО – цивилизованные аналоги свалок. Строились контейнерные площадки. Но стихийные свалки как были, так и оставались, просроченные ядохимикаты практически не утилизировались, а контейнеры, если где и применялись, зачастую стояли переполненными. После создания нового министерства – экологии и природных ресурсов – межведомственную комиссию возглавил новый министр Борис Петров. Первое заседание обновленной комиссии, прошедшее во вторник, 3 июля, было посвящено экологическому состоянию центрального региона РТ – это города Казань и Зеленодольск, а также Лаишевский, Высокогорский, Пестречинский и Рыбнослободский районы.
Увы, несмотря на то, что свалки пытаются ликвидировать, меньше их не становится. И проблема заключается не столько в том, что убирать не успевают, сколько в том, что нет механизма управления отходами, то есть эффективной системы сбора бытового мусора. Не всегда ясно, например, кто должен убирать хлам на территории того или иного казанского участка. Предприятия перекладывают эту неприятную миссию на ПТЖХ, ПТЖХ – на предприятия, а администрация – на всех сразу. Хотя бесхозных территорий у нас вроде как не наблюдается.
Отдельная проблема – частный сектор. Жители готовы выбрасывать мусор в контейнеры, если их поставят, но не торопятся платить за его вывоз – нужна новая система оплаты коммунальных услуг. Так что придется администрациям работать совместно с Минэкологии. Тем более что Борис Петров пообещал: финансироваться отныне будут только те, кто со своей стороны прилагает усилия для улучшения санитарно-экологической обстановки. А то получается порой, что полигон построили, а он превращается опять в тривиальную свалку.
У полигона должен быть лимит на количество отходов, тогда появится заинтересованность в сортировке мусора и его использовании. По той же схеме надо работать и с предприятиями, чем, кстати, и занимался Экофонд. На сегодняшний день существует система переработки отходов. А на полигонах, там, где есть сортировка, полиэтилен, пластиковые бутылки лежат неделями. В общем, одна из задач министерства – показать людям, что на этом можно зарабатывать деньги.
Вот только один пример необходимости сортировки: в настоящее время большая часть пищевых отходов вывозится на свалку в составе твердых бытовых отходов. А пищевые отходы – это ценное сырье для кормовых добавок для животных. Кроме того, если собирать пищевые отходы отдельно, то общий объем мусора уменьшится.
В общем, как заявил министр экологии, будет осуществляться тотальный контроль, и к концу сентября схему управления отходами планируется довести до совершенства хотя бы в одном из районов Казани, чтобы потом можно было перенести этот опыт в целом на республику.
Дина АРСЛАНОВА.