Чтобы осознать значимость какого-то явления, ученые в иных случаях рекомендуют эксперимент: нужно представить, что оно исчезло, и вообразить, к чему это может привести.
Так вот, представим, что из нашей жизни вдруг исчезли, к примеру, природоохранные службы – Минэкологии, охотничья, рыбная инспекции, природоохранная прокуратура… Согласитесь: окружающей среде в таком случае не позавидуешь. Ведь даже при наличии этих служб, призванных стоять на страже чистоты земли, воды, воздуха, фиксируется немало нарушений природоохранного законодательства.
Наш разговор – с Казанским межрайонным природоохранным прокурором Захиром Амировым.
– Захир Фахразиевич, какие виды нарушений сегодня особенно опасны для окружающей среды?
– Опасны любые. Природа ведь как беззащитный ребенок. Ее может обидеть каждый. Кто явно, кто скрыто… Но особенно нас тревожит несанкционированный, неконтролируемый сброс в водоемы отходов – промышленных, бытовых, с животноводческих ферм.
Еще одна острая проблема – очистные сооружения, большинство которых эксплуатируется в республике уже более тридцати лет. Практически ни один промышленный объект не обеспечивает нормативного качества очистки сбрасываемых сточных вод. В прошлом году объем стоков в Татарстане составил 570 миллионов кубометров, при этом вообще без очистки в водоемы поступило (только представьте эту цифру!) 47 миллионов кубов стоков.
Примеров нарушений сколько угодно. Так, достаточно “шумным” было дело, возбужденное природоохранной прокуратурой в отношении одного из руководителей Сармановского ликеро-водочного завода. По его вине произошел сброс в реку Иганя неочищенных стоков, чем природе был нанесен ущерб на 826 тысяч рублей. Наш иск о взыскании этой суммы с предприятия арбитражный суд удовлетворил.
– А недавний случай в Чистополе – он из того же ряда?
– Увы, да. Не так давно при перекачке дизтоплива там произошла крупная авария на трубе, принадлежащей “Чистопольнефтепродукту”. В результате дизтопливо попало в реку Киловка, оттуда – в Каму. Возбуждено уголовное дело. Виновные будут обязательно наказаны.
– Обычно такие случаи происходят из-за безответственности, халатности руководителей, которые не обеспечивают должным образом безопасность работ. Но знаю, что адекватно наказать их в некоторых случаях бывает довольно трудно – у таких всегда находятся влиятельные покровители…
– Мы действуем в рамках закона и требуем этого же от других. Но такие случаи действительно бывают. Много усилий, к примеру, пришлось приложить к тому, чтобы привлечь к ответственности бывшего начальника Казанских очистных сооружений предприятия “Водоканал”.
“Водоканал” в то время пребывал в роли “священной коровы”, пользуясь покровительством руководителей высокого ранга. И вдруг в отношении его начальника природоохранной прокуратурой возбуждено уголовное дело… Пошли звонки “сверху”. Но мы давлению не поддались. Дело это было очень серьезное. Из-за нарушений технологии откачки воды на очистных сооружениях вышли из строя перекачивающие насосы. Это спровоцировало аварийный сброс трех тысяч кубометров нечистот в Куйбышевское водохранилище, что было настоящей экологической катастрофой. Ущерб, причиненный природе, составил более 2 млн. рублей. Суд потребовал возместить его. Виновный был наказан.
Кроме того, нами за последнее время было расследовано несколько других уголовных дел. Направлено в суд дело в отношении руководителя одного из районных предприятий, по приказу которого была совершена незаконная рубка леса. Погублены 54 сосны, сумма ущерба составила более 12 тысяч рублей.
В настоящее время расследуется уголовное дело по факту загрязнения Казанки сточными водами биологических очистных сооружений ОАО “Казанский оптико-механический завод”.
Заинская ГРЭС возместила ущерб в 23 тысячи рублей за гибель рыбы в акватории электростанции.
– Видимо, деятельность природоохранной прокуратуры по защите окружающей среды заключается не только в наказании виновных по фактам нарушений?
– Наши сотрудники часто бывают на важнейших промышленных объектах, контролируют эффективность природоохранных технологий и сооружений. Большое внимание уделяем защите государственных и общественных интересов от противоправных посягательств на окружающую среду, в том числе в форме издания противоречащих закону правовых актов органами местного самоуправления. Например, внесено шесть протестов на решения Малонильнинского сельского совета местного самоуправления Тукаевского района о незаконном выделении земельных участков гражданам под строительство жилых домов на землях, принадлежащих гослесфонду в национальном парке “Нижняя Кама”. В Альметьевский городской суд направлено семь аналогичных исковых заявлений на общую сумму 154 тысячи рублей.
В прошлом году прокуратура провела более тысячи общенадзорных проверок. Почти столько же внесено прокурорских протестов по поводу нарушений природоохранного законодательства. Все они устранены.
– А кто проводит всю эту работу, каков штат прокуратуры?
– У нас всего восемь оперативных работников. В Набережных Челнах создан филиал Казанской природоохранной прокуратуры. В основе такого шага – необходимость осуществления действенного контроля за экологической обстановкой в регионе. Здесь, как известно, сосредоточены очень крупные предприятия. В поле деятельности сотрудников филиала также весь Закамский регион. А это, с одной стороны, нефтяные скважины, продуктопроводы, с другой – бассейны Камы и малых рек. Мы обязаны, используя весь законодательный потенциал, сохранить и их, и всю окружающую природу в сохранности и чистоте…
Прокурора Амирова трудно застать на рабочем месте. Он не замыкается на бумажной рутине и кабинетных посиделках, а старается за счет уплотненного рабочего дня чаще бывать на объектах, контролировать эффективность охраны природы.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура традиционно занимает лидирующие позиции по всем показателям среди десятков прокуратур, входящих в состав Волжской природоохранной прокуратуры. Конечно, в этом и заслуга опытнейшего юриста Захира Амирова.
Рафис ГАЛИМОВ.