Алексей Колесник: “Думать глобально, а действовать – локально”

С приходом нового Президента в России стало многое меняться.

С приходом нового Президента в России стало многое меняться. В том числе и в природоохранной сфере. Ликвидировали министерства лесного хозяйства, природы, объединили несколько ведомств в одно. Помнится, что вначале по этому поводу шум поднялся не меньший, чем из-за угрозы ввоза радиоактивных отходов, – мол, это шаг назад. Говорили, что та же участь ждет ведомства и на региональном уровне. У нас Минприроды пока здравствует, но совсем недавно появился Комитет природных ресурсов (КПР) Российской Федерации по Республике Татарстан, председателем которого назначен бывший начальник Средневолжского водного бассейнового управления Алексей Колесник.


– Алексей Алексеевич, что это – новый контролирующий орган или федеральная замена нашим природоохранным министерствам? А если нет, то зачем было создавать дублирующую их структуру?


– Создается вертикаль исполнительной власти. Естественно, она формируется и в области природопользования. Попытка создать единое ведомство предпринималась еще в начале девяностых годов. Тогда хотели объединить на базе Министерства охраны окружающей среды все экологические министерства и ведомства. Но, к сожалению, решить эту задачу толком не удалось. Что не удалось сразу, стали реформировать постепенно. К Росгеолкому был присоединен Роскомвод, так было образовано Министерство природных ресурсов России.


– Получается, что вы ратуете за объединение экологических ведомств, тогда как и Минлесхоз, и другие против этого…


– Задача не столько объединить, сколько разграничить функции государственного управления и хозяйственного ведения. И это происходило как в геологической службе, так и водной. В результате были созданы комитеты природных ресурсов в субъектах Федерации и, соответственно, федеральные государственные учреждения, которые взяли на себя хозяйственные функции, а комитеты природных ресурсов – функции государственного управления, использования и охраны.


– Значит, вы все-таки против того, чтобы все было в одних руках: и потребление, и воспроизводство?


– Все зависит от уровня управления. Если эту задачу рассматривать на федеральном уровне, где, например, не занимаются конкретными делами по воспроизводству, то такое объединение исключает дублирование. Очень часто говорят про экологический мониторинг. А что это такое? Я знаю мониторинг водных ресурсов, атмосферного воздуха, леса. А экологический мониторинг – это объединение всего вышеперечисленного. Так же обстоит дело с экологическим контролем. Очень много параллелизма и дублирования и на федеральном уровне, так что, на мой взгляд, все происходящее – оправданное решение. Что касается уровня регионального, то тут надо подумать. Потому что именно на этом уровне, а еще больше на муниципальном, проходят процессы, где надо разделять контроль и использование. Перед геологами и водниками, лесниками и специалистами по охране окружающей среды стоит та же задача: надо отделить хозяйственные функции от функций государственного управления. Понятно, что лесная служба не может и контролировать воспроизводство лесов, и воспроизводить их. В большинстве регионов, за исключением Татарстана, Башкортостана, Якутии, комитеты природных ресурсов выполняли как федеральные функции, так и региональные, а финансировались полностью из республиканского бюджета.


– Но у нас-то все вроде бы в порядке было! Зачем тогда нужен Комитет природных ресурсов по Татарстану?


– Надо обратиться к Конституции РФ. Там прописаны исключительные полномочия РФ, исключительные полномочия субъектов Федерации и совместные полномочия. Конституция не допускает передачи исключительных полномочий друг другу. Иначе нарушается принцип федеративности. Если мы будем исполнять все полномочия, то какой это субъект Федерации? Это фактически вертикаль унитарного государства. Вот почему сейчас вместе с созданием вертикали исполнительной власти происходит процесс разграничения полномочий. У нас существовало Средневолжское бассейновое управление, оно имело совсем иной характер, отличный от той вертикали, о которой мы говорим. На базе его ресурсов и кадров и образовался КПР. Задача этого комитета – исполнять федеральные полномочия. Остается трудный вопрос о совместных полномочиях. Но здесь все должно происходить (и происходит) согласованно с Правительством РТ. Нельзя же есть одной ложкой вдвоем! Так и невозможно фактически осуществлять отдельные совместные полномочия. Нужен порядок их реализации, соглашение. В принципе такое соглашение уже есть, оно находится в работе.


– Первая мысль, которая возникает: а не создан ли комитет в пику нашему Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов, чтобы контролировать его или даже заменить со временем?


– В республике сложились собственные структуры управления, и я за то, чтобы эффективно работающие органы не разрушать. Они должны работать! Мое мнение: охрана окружающей среды – дело локальное. То есть это местное дело, касающееся специалистов на республиканском, а еще лучше – муниципальном уровне. Именно там строятся конкретные очистные сооружения, ведется постоянная работа по улучшению окружающей среды. И мне кажется, что задача не только в разграничении полномочий республиканского и федерального уровней, но и в передаче большей части полномочий на муниципальный уровень. Именно в городах, районах должны быть заинтересованы в получении финансирования для улучшения состояния окружающей природной среды. Министерство на республиканском уровне должно методически обеспечивать эту работу, а органы федерального уровня – просто устанавливать порядок, то есть законодательно обеспечивать ее. Нужен единый подход по всей России, а для этого необходимо совершенствовать законодательство. Максимум, что могут делать комитеты, – осуществлять контроль за соблюдением федерального законодательства в регионах. Пришло время делиться властью на муниципальном уровне.


– Какой будет судьба самого бассейнового управления?


– Бассейновое управление не просто так существовало. Мы находимся в месте слияния Камы и Волги, здесь два крупнейших водохранилища, то есть узел водных проблем. Мы сохранили за собой функции бассейнового управления, а к ним добавляются другие – осуществление федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, управления природопользованием.


– А каковы будут функции комитета, если после утверждения нового состава Правительства Президент Татарстана пойдет по федеральному пути и объединит несколько министерств и ведомств, скажем, Минприроды, Минлесхоз, Госгеолком и другие?


– Я за то, чтобы, основываясь на законе, минимизировать вмешательство федеральных структур в деятельность республики. Что касается деятельности комитета, который я возглавляю ныне, то я не меняю убеждений, исходя из конъюнктуры. Повторюсь, что надо думать глобально, а действовать – локально.


Диана АРСЛАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще