Когда в лесу воют волки, спокойно дети спят

Дубы вековые – терема расписные
Мы углубляемся в лесную чащу по снежной колее, проложенной мощными кранами-“КамАЗами” и тракторами, занятыми трелевкой леса.

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

Дубы вековые – терема расписные

Мы углубляемся в лесную чащу по снежной колее, проложенной мощными кранами-“КамАЗами” и тракторами, занятыми трелевкой леса. Наш “жигуленок” время от времени скребет “пузом” по снегу, но водитель – лесничий Сурнарского хозяйства Ильнур Яруллин – невозмутим:


– Зимой еще ничего, вот в весеннюю распутицу здесь можно проехать только на тракторе… Скоро будем на месте – слышите, бензопила жужжит?


Действительно, через пару минут достигаем стоянки, где рабочие валят лес. Мы в глубине лесных угодий Арского лесхоза, в который помимо Сурнара входят еще четыре лесничества. Если и дальше продвигаться по лесному массиву на северо-восток, то окажешься в Кировской области. А там уже настоящая тайга.


Как рассказывал начальник производства Арского лесхоза Ваказ Зиятдинов, вальщики леса частенько наталкиваются на волков. У историка Льва Гумилева есть интересное наблюдение: количество волков на каждом участке зависит от количества зайцев и грызунов, которые в свою очередь лимитируются количеством травы и воды. В природе все взаимосвязано. Наличие волков – это свидетельство природной гармонии и порядка. Видимо, не случайно в татарских легендах и сказках “ак буре” – “белый волк” – изображается как тотемное животное и хранитель народа.


… Огромная сосна со скрипом, ломая ветки близлежащих деревьев, завалилась на дорогу. Взметнувшееся ввысь снежное облако медленно опустилось на землю, открывая очертания фигуры лесоруба. Фердинанд Гарипов, забросив бензопилу на плечо, направился к следующему дереву. На лесозаготовке он работает уже восьмой год. В среднем в день валит по 17 кубометров – это процентов на 15 выше установленного плана. Спиленные деревья буксируют на место стоянки трактором, за рычагами которого сидит Ильфир Миннебаев. Дальше Ильдар Нуриахметов обрубает сучья, а крановщик и одновременно водитель Борис Николаев грузит лес на “КамАЗ” (за смену выходит до 60 “кубов”) и отвозит на переработку. Вот и вся бригада, которой в тот день руководил сменный мастер Юрий Николаев.


На лесоповале работают девять бригад по три человека в каждой и два сменных мастера. Работа не из легких: главный инструмент вальщика леса – бензопила “Вятка” с заправкой весит около 10 килограммов. Попробуй поорудуй ею целый день на морозе! В передовых бригадах зарплата достигает трех тысяч рублей в месяц. Деньги вроде бы небольшие. Но лес – кормилец! Тут и охота, и рыбалка, и ягоды с грибами…


В поселке Сурнарского лесничества домов раз-два и обчелся. Но все добротные, просторные – не дома, а терема, с затейливой резьбой и разными деревянными украшениями. Как будто в сказку попадаешь! Внутри – тоже все из дерева: дубовый паркет, самодельная мебель, ручной работы настенные часы… Все дышит, все живет.


В поселке есть своя мечеть, разумеется, сложенная из бревен. А неподалеку деревянная церквушка причудливой конструкции – ее соорудили на свой манер приезжие шабашники-грузины.


Мы сами с усами – живем как в Майами

Одно из самых крупных деревоперерабатывающих производств республики находится в Арском лесхозе. Именно сюда поступают самые большие партии леса, заготовленные лесорубами. Хозяйство окрепло и встало на ноги в последние лет 10-12, когда его возглавил Алмаз Назиров. За это время лесхоз преобразился до неузнаваемости: расширилось производство, появились гаражи, склады и другие подсобные корпуса, выстроено новое современное здание самой администрации. Внедрены мелкие механизмы на погрузке леса, стали использовать гидромеханику, многие рабочие места переведены в крытые помещения, обеспечено автономное водо- и электроснабжение…



Газ, дороги, жилье, клуб, учебное оборудование и инвентарь (в хозяйстве есть свои школа и профессиональное училище) – все это делается при прямом участии Арского лесхоза. За семь лет построено 170 домов, и только из собственного материала.


Подразделения лесхоза находятся на территории трех районов – Арского, Балтасинского и Атнинского, они занимают площадь в 30 тысяч 485 гектаров лесных угодий. Работники лесхоза занимаются не только заготовкой и переработкой леса, но и его воспроизводством, уходом за насаждениями, охраной от пожаров и самовольных порубок.


В хозяйстве трудятся более 400 человек, из них около 100 – на центральном Арском участке. На переработке – в основном станочники. Среди них очень много женщин. Работа хотя и не требует такой физической силы, как, скажем, от вальщика леса, но здесь тоже нужны определенная выносливость и сноровка. Как объяснила мастер цеха Илира Губайдуллина, женщины держатся за свои места из-за стабильной и приличной по деревенским меркам зарплаты. У паркетчиков – наиболее престижной профессии – набегает, кстати, почти так же, как и у лесозаготовителей, до трех тысяч рублей в месяц.


В ход идут все породы деревьев: липа, дуб, береза, сосна… В деревообрабатывающем цехе, который недавно был основательно расширен, из них изготавливают облицовочные дощечки, штакетники, черенки для лопат, топорища и много других полезных вещей. Особенным спросом пользуются дубовый паркет и срубы. Сюда за ними приезжают из Пестрецов, Азнакаева и других райнов республики.


Есть в цехе свой столяр-умелец, изготавливающий штучную продукцию – шахматные столики и фигурки с оригинальными узорами. За месяц Рашит Ахметов выдает по три-четыре таких стола, которые тут же расхватываются покупателями.


Если учишься в восьмом – быть тебе юннатом

В лесхозе два учебных заведения – школа и профессиональный лицей. Школа Арского лесхоза, где учатся около 200 ребят, – уникальна, в ней с 1969 года работает школьное лесничество. Лесхоз выделил школе несколько гектаров лесных угодий, за которыми ухаживают юные лесоводы, набираясь практического опыта. Педагоги ставят задачу – дать не только необходимые знания по ботанике, но и привить детям любовь к лесу, природе. Два восьмых класса в школе – юннатские, для них лесхоз сшил специальную униформу, не пожалев 50 тысяч рублей. Практически все учащиеся проходят через лесную школу, в которой ребята занимаются с удовольствием. В феврале собирали сосновые почки, в марте перейдут на березовые… Есть тут и свои лидеры. Например, десятиклассник Эмиль Баграмов шесть раз выходил победителем районных олимпиад, а в прошлом году удачно выступил по химии и экологии на республиканских соревнованиях. Учащаяся выпускного 11-го класса Алина Гайнуллина в них принимала участие уже дважды. А в третий раз была в Казани совсем недавно, на экологической конференции. Юные лесоводы собираются создать экологический музей, под который директор лесхоза Алмаз Назиров обещал передать старое здание администрации, предварительно его отремонтировав.


Несколько непривычно видеть в сельской местности такие прекрасно оборудованные классы. 30 декабря 1997 года в школе Арского лесхоза побывал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и, тоже удивившись, подарил еще и компьютерный класс.


Арский профессиональный лицей №77, которым руководит молодой энергичный директор Айрат Низалиев, готовит специалистов широкого профиля, начиная от бухгалтеров и механизаторов и кончая швеями и поварами. Лицей имеет такую мощную техническую базу, что здесь проходят стажировку даже опытные механизаторы и комбайнеры. Более того, ПЛ №77 имеет право выдавать им новые водительские удостоверения. Никогда раньше учебные заведения этим не занимались! Здесь же по заявке военкомата по особой ускоренной программе готовятся водители для службы в армии.


Профессиональный лицей выпускает кадры не только для лесхоза и Арска, у него такой авторитет, что сюда приезжают учиться из Кукмора, Балтасей, Высокой Горы и других райцентров Татарстана.


***


Как бы ни хотелось, но завершить на оптимистичной ноте не получается. Может случиться так, что описанному выше благополучию в одночасье наступит конец. Ходят разговоры, что в Москве хотят расформировать министерство и лесхозы, передав их функции на местах специальным бригадам с переподчинением представителям федеральных органов. Чем будут заниматься эти бригады – нетрудно догадаться. Вряд ли в сфере их интересов останутся наука, воспроизводство и защита лесных угодий, поскольку новая структура организации лесного дела не предусматривает этого. Главным делом спецбригад станет извлечение прибыли, то есть рубка леса и охота – именно то, что наносит экологии наиболее ощутимый урон.


Люди ко всему привыкли, и если даже этот устрашающий проект претворится, его могут принять как должное. Но природа не терпит неуважительного к себе отношения. Волки могут снова уйти из арских лесов, что явится знаком, оповещающим об экологической беде.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще