31 января на совместном заседании Комитета парламентского контроля Госсовета и Контрольного управления Президента РТ были оглашены результаты проверки использования бюджетных средств, выделенных в 2000-2001 годах предприятиям, подведомственным Министерству связи РТ.
Была проверена деятельность государственных унитарных предприятий “Управление электрической связью “Таттелеком”, “Управление радиотелевизионных сетей “Радиотелесет”, “Управление почтовой связью “Татарстан почтасы”, “Татсвязькомплект”, “Технический центр связи”, государственного предприятия “Радиотелевизионный передающий центр” (ГП РТПЦ) и ряда других организаций, связанных с деятельностью отрасли.
За последние два года Министерство связи получило на развитие отрасли 367,65 млн.рублей бюджетных средств, из которых больше всего перепало “Радиотелесету” (178,62 млн.рублей) и “Таттелекому” (169,99 млн.рублей). Основная часть выделенных из казны денег была израсходована по назначению. Надо сказать, что в последнее время связистам удалось сделать немало по части телефонизации, и не только в городах, но и в сельской местности. Практически не осталось в республике уголков, в которых бы люди не имели возможности смотреть телевизионные программы. Заработал отдельный канал по программе спутникового телевидения. Кроме того, проведена техническая модернизация подразделений почтовой связи.
Однако в доброй бочке меда оказалась и ложка дегтя: по результатам проверки выявлено немало фактов нерационального расходования бюджетных средств. Руководство “Радиотелесета” (директор Р.Бекбаев) перечислило 5,5 млн.рублей коммерческим организациям за поставку оборудования и комплектующих изделий, однако в установленные сроки их не получило (хотя некоторые проплаты были совершены еще в августе 2000 года). Лишь с нагрянувшей проверкой большая часть дебиторской задолженности была взыскана (на 1 января этого года она составила 230,86 тыс.рублей). Задержку Р.Бекбаев объяснил затянувшимся процессом транспортировки оборудования через границу, перепиской с подрядчиками и неправильным оформлением документации.
Руководители РТПЦ (директор А.Салимов), получив в декабре 2000 года 3,66 млн.рублей для расчета с подрядчиком – ООО “Стройавтотехник” за выполненный объем работ, потратили деньги на собственные нужды (выплату зарплаты – 1,15 млн.рублей, текущие расходы – 1,77 млн.рублей). На момент проверки расчет с подрядчиком произведен не был.
В нарушение правительственного постановления “Об упорядочении строительства и ввода в эксплуатацию объектов связи”, не являясь генподрядчиком, РТПЦ оставлял себе за услуги генподряда 10 процентов средств от суммы договоров. Всего незаконно получено и израсходовано более 560 тысяч рублей. На защиту подчиненного встал министр связи Р.Залялов, по словам которого РТПЦ не может по нескольку месяцев выплатить зарплату своим работникам, так как вся его прибыль – лишь на бумаге. Центральные телеканалы задолжали более 20 миллионов, которые даже по решению суда не удается получить.
Руководители “Радиотелесета” установили собственный курс российского рубля к американскому доллару. Опробовать решили на договоре с московской фирмой “Астонтрейд”, обещавшей поставить УКВ-передатчики на 70 533 доллара США. 30 мая 2001 года стороны, как говорится, ударили по рукам. Курс доллара, установленный Центральным банком РФ, на день оплаты составлял 29,1 рубля за 1 доллар. Руководство “Радиотелесета” решило не мелочиться и округлило его до 30 рублей. Аналогичные переплаты получили еще восемь поставщиков. В результате завышения курса доллара необоснованно переплачено более 444 тысяч рублей – напомним, не своих, а бюджетных.
Руководство этого же предприятия, приобретя в августе 2000 года за счет бюджетных средств 25 видеоконтрольных устройств марки Thomson, 14 из них на сумму 83 130 рублей безвозмездно передало РТПЦ. На момент проверки устройства на учет в РТПЦ поставлены не были.
Таким образом, только по выявленным фактам сумма бюджетных средств, израсходованных нерационально и не по целевому назначению, составила более 10,22 млн. рублей.
Немало серьезных нарушений выявлено и в использовании государственного имущества. Так, инвентаризация в “Радиотелесете”, проведенная в декабре 2001 года специалистом КРУ Министерства финансов РФ в РТ, показала недостачу телерадиооборудования на 126,6 млн.рублей. Дополнительная проверка установила, что это оборудование вот уже три месяца эксплуатируется в столь любимом начальством “Радиотелесете” РТПЦ без всякого документального оформления и договора на аренду. Естественно, арендные платежи в республиканский бюджет не поступали. Точно так же, как и за эксплуатацию в том же РТПЦ с 1 июня 2000 года телерадиооборудования на 33,6 млн.рублей. Набегает изрядная сумма в пять миллионов рублей.
Связисты вообще оказались людьми очень забывчивыми: в “Радиотелесете” год с лишним не была оприходована телевизионная аппаратура стоимостью более одного миллиона рублей. Только в ходе проверки оборудование поставлено на учет.
Выявлены факты реализации имущества по заниженным ценам руководством “Таттелекома” (генеральный директор Р.Гарифуллин). Так, часть помещений здания АТС-53 в Набережных Челнах вместе с коммуникациями ГУП “Таттелеком” реализовало в январе 2001 года ОАО “Интеллектуальные сети” за 458 534 доллара США (более 12,9 млн.рублей), по расчетам специалистов Министерства земельных и имущественных отношений РТ, стоимость объекта на момент продажи была занижена на 20 процентов, или на 45 853,4 доллара США. С занижением реальной рыночной стоимости в 1,8 раза (по предварительным расчетам) “Таттелеком” продал ЗАО “Инвестиционная компания “Элемте” в декабре 1998 года часть помещений в Казани. Оплата была произведена акциями компании на сумму 2,5 млн.рублей, соответственно никаких доходов от реализации государственного имущества в республиканский бюджет не поступило.
Кстати, об акциях. Вот бы где министерству и подведомственным ему предприятиям развернуться в поисках дополнительных финансовых ресурсов! Однако “Таттелеком” при размещении облигаций телефонного займа не использовал такой рыночный механизм, как тендер (конкурс) – с целью привлечения широкого круга потенциальных инвесторов. Правом размещения облигаций телефонного займа здесь наделена лишь инвесткомпания “Элемте”. Используя свое привилегированное положение, по согласованию с Министерством связи и “Таттелекомом”, она установила высокую курсовую стоимость облигаций: от 3 до 7,5 тыс. рублей при их номинальной стоимости от 1200 до 3200 рублей. В результате большую часть дохода от размещения ценных бумаг получили не предприятия связи, а “Элемте”.
Кроме того, при наличии на рынке ценных бумаг других инвесторов предприятиями связи допускались случаи приема в оплату за выкупаемые компанией ценные бумаги векселей вместо денежных средств. Так, 12,6 тысячи облигаций, выпущенных ГУП “Таттелеком” на общую номинальную сумму 33,33 млн.рублей, “Элемте” оплатила своими простыми векселями со сроком погашения до трех месяцев. В результате указанная сумма была выведена из денежного оборота “Таттелекома”.
Более 2 млн. рублей госпредприятия Минсвязи необоснованно потратили в 2001 году на проведение семинаров для работников Министерства связи и своих сотрудников. Семинары были организованы с участием турфирмы “Бон-Вояж” на теплоходах по реке Волге, на курортах Сочи и Адлера, а также, представьте, в Испании и Италии. Участие заведующей приемной Министерства связи Р.Мустафиной в недельном семинаре, прошедшем в апреле 2001 г. в Италии, обошлось “Таттелекому” в 20,7 тыс. рублей. Через четыре месяца в двухнедельную командировку на Пиренеи отправился первый заместитель министра О.Натансон, поездка обошлась в 45,85 тысячи рублей. Начальник управления экономического анализа и тарифной политики министерства Ф.Валиуллина повышала квалификацию за несколько меньшую сумму – всего-то в 21 тыс. рублей. Директор РТПЦ со своим заместителем и начальником Альметьевского телевизионного центра изучали вопрос ведения бухгалтерского учета в Адлере: декада в бархатный сезон стоила 37,8 тыс.рублей. В целом “Таттелеком” истратил на эти цели 902 тыс.рублей, “Татарстан почтасы” – 551 тыс.рублей, “Татсвязьпроект” – 69 тыс. рублей, РТПЦ – 71 тыс. рублей. Другие предприятия несколько поскромничали…
Интересно, что по заключению отдела лицензирования Министерства образования РТ, ни Технический центр связи, ни фирма “Бон-Вояж” (директор – Г. Самигуллина, учредители – А.Залялова, Г.Некрасова, Л.Петрова) не имели права проводить подобные семинары. Поэтому материалы проверки по фактам проведения семинаров направлены в налоговые органы.
3 января 2002 года к уже имевшимся в автопарке “Таттелекома” двум иномаркам (джип “Тойота-Лэндкраузер” и микроавтобус “Фольксваген”) и одиннадцати служебным легковым автомобилям руководство ГУП сделало себе новогодний подарок – приобрело за 2,5 млн.рублей джип BMW-X5. Между тем в декабре прошлого года на пленарной сессии Госсовета Президент республики объявил двухгодичный мораторий на приобретение госорганами служебных автомобилей. Или в “Таттелекоме” газет не читают… Уже в ходе проверки (21 января) “Тойота-Лэндкраузер” была продана Казанской ГТС за полтора миллиона рублей. За неделю до этого был продан и джип BMW.
По словам председателя Комитета парламентского контроля М.Магдеева, Минсвязи в своей деятельности следовало бы придерживаться не политики увеличения тарифов, тем самым перекладывая часть своих расходов на потребителя, а двигаться по пути снижения себестоимости услуг. Проверка показала, что такие возможности у связистов имеются.
На заседании прозвучали такие данные: за прошлый год Комитетом парламентского контроля была проведена 21 проверка, выявлено нецелевое и нерациональное использование бюджетных средств на общую сумму 332,3 млн.рублей. Из них удалось вернуть в республиканскую казну лишь чуть более 19 миллионов. По остальным суммам материалы проверок переданы в соответствующие организации для принятия мер – и никаких последствий! Столь низкий процент возврата говорит о безответственности многих руководителей по отношению к бюджетным средствам и о весьма лояльном отношении к нарушителям со стороны Кабинета Министров и Министерства финансов.