В ночь с 16 на 17 января в аэропорту “Бегишево” состоялась торжественная встреча команды автогонщиков “КамАЗ – Мастер”. Несмотря на поздний час, в зале ожидания было не протолкнуться. Выразить признательность победителям Дакара – 2002 приехали руководители корпорации, журналисты, болельщики. И, конечно, родные и близкие спортсменов, в чьи объятия они прежде всего и попали, сойдя с трапа самолета. А потом наступила очередь для официальной части встречи, которая, впрочем, тут же превратилась в неофициальную.
– Этого момента,- сказал вице-президент КамАЗа Павел Полторыхин, – мы ждали три недели, не отрываясь по вечерам от телевизоров, когда на экранах начинали мелькать кадры с трассы супермарафона: как там наши ребята? Сперва мы хотели только, чтобы они добрались до финиша и вернулись домой живыми и здоровыми, но команда сумела сотворить в африканской пустыне маленькое чудо. Ибо ею двигало не желание личной славы, а чувство ответственности перед КамАЗом, республикой, страной.
– Действительно, – подтвердил руководитель команды Семен Якубов, – отправляясь на гонку, мы не рассчитывали на успех. Задача была протестировать новый автомобиль, понять, что в нем надо изменить. Чтобы уже серьезно о себе заявить на следующем Дакаре. Вы знаете, почему. Из-за нового регламента соревнований нам пришлось буквально за три месяца создать новый спортивный “КамАЗ”. И надеяться опередить на нем хорошо подготовившихся соперников мы не могли. Конечно, изменить компоновку автомобилей пришлось и другим участникам гонки. Однако у них для этого было больше если не времени, то финансовых возможностей. Как у команды “Татры”. На Дакаре-2002 были представлены все лучшие автомобилестроительные компании мира: “Мерседес”, “Мицубиси”, “Ивеко”, “Хино”… Особенно воображение специалистов поразила машина, представленная фирмой ДАФ, – тонны на две легче “КамАЗа” при почти одинаковой с ним мощности двигателя. И с хорошо организованной подвеской – залюбуешься! Легендарный гонщик бельгиец Йоханесон де Рой не скрывал, что приехал выиграть гонку. Но с ним злую шутку сыграла именно чрезмерная тщательность при подготовке автомобиля. Чтобы ехать по пескам, как по асфальту, он срезал на шинах часть протектора, забыв, что впереди Марокко – страна гор. Проколов, напоровшись на острый камень, первое колесо, бельгиец не смог из-за сложности конструкции быстро его разбортовать, потерял время. И был морально этим убит.
А вот Владимир Чагин так ухитрялся вести “КамАЗ”, что не задевал скрытые в песке камни. Лишь однажды чутье ему изменило… Других вынужденных остановок в течение гонок не было.
– Это первый Дакар, когда у нас не было ни одной технической проблемы, – подчеркнул В.Чагин. – Огромное спасибо механикам, всему коллективу КамАЗа. На любую нашу просьбу реакция была мгновенной. Без всеобщей поддержки мы не сумели бы сделать новую, по сути, машину.
Наверное, в какие-то моменты ралли камазовцам помогал счастливый случай. Но не зря говорят: везет сильнейшим. Команда знала, пусть и не до конца, возможности автомобиля. И жалела, как своего ребенка (это выражение С.Якубова), старалась особенно не нагружать его на первых этапах гонки.
Как уже сообщалось, из 35 грузовиков до Розового озера в окрестностях столицы Сенегала дошли 15. Причем настолько потрепанные, что использовать их дальше без основательного ремонта нельзя. А “КамАЗ”, по словам С.Якубова, в состоянии снова стартовать хоть завтра! Благодаря менеджеру группы сопровождения Фирдаусу Кабирову, который знает Африку, как свои пять пальцев, машина технической помощи всегда оказывалась в нужном месте в нужное время. И механики команды успевали выполнить профилактический ремонт спортивного “КамАЗа” в полном объеме.
Генеральный директор КамАЗа Иван Костин не смог принять участие во встрече героев Дакара – находился в командировке. Но пресс-служба автозавода распространила его заявление: “Результаты прошедшего ралли позволяют еще раз констатировать, что все конструктивные решения – как изначально заложенные в концепцию грузовых автомобилей “КамАЗ”, так и подвергшиеся затем коренной модернизации – соответствуют самым строгим современным требованиям и в состоянии выдержать конкуренцию с новейшими разработками лучших зарубежных автомобилестроительных корпораций”.