В республике появилась новая структура, которая будет заниматься проблемами малого бизнеса, – Агентство по развитию предпринимательства. Его генеральным директором назначен известный в республике предприниматель, глава компании “Александр ЛТД” Александр Сергеев. Именно он в минувший вторник и был героем дня на традиционном брифинге в Кабинете Министров РТ.
О создаваемом агентстве споры велись еще с осени прошлого года: нужна ли очередная структура для предпринимателей (в Минэкономпроме уже существовал Департамент по поддержке малого и среднего бизнеса), а если нужна, то каковы ее полномочия? Точку в споре поставил Президент, подписав два указа – о создании агентства и о назначении генерального директора. Тем самым Минтимер Шаймиев дал понять спорщикам, что у новой структуры будут широкие полномочия, большой фронт работ, но и спрос с агентства будет по-президентски строгим. Что касается департамента, то из Минэкономпрома он передается в Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества. Теперь его главная задача – продвижение товаров предпринимателей на российский и зарубежный рынки.
Итак, чем же будет заниматься новая структура? На пресс-конференции А.Сергеев сразу подчеркнул, что он и его команда не намерены делить деньги (кредиты). Это неблагодарное дело пусть останется за теми, кто им занимался раньше. Такое заявление только радует: там, где что-либо распределяется, рано или поздно появляются взятки, лоббирование чьих-то конкретных (а не общепредпринимательских) интересов, там всегда недовольные и осчастливленные. Александр Сергеев, по всей видимости, в данной ситуации хочет остаться своим среди своих, решая проблемы, о которые спотыкаются все предприниматели (мы не говорим о структурах, приближенных к высоким чиновникам, их проблемы “стоят” одного телефонного звонка). Для этого агентство обзаведется системой центров на местах, которые и будут изучать ситуацию в предпринимательской среде, своевременно информировать Правительство, оказывать методическую помощь предпринимателям, знакомить их с законами. Новая структура готова проводить экспертизу бизнес-проектов, претендующих на государственные гарантии, защищать права деловых людей.
Уже сегодня новое ведомство пытается сократить бумажный поток, который необходим, скажем, для регистрации прав собственности на недвижимость. Сейчас Регистрационная палата требует 25 документов. Их сбор существенно удлиняет процедуру. А.Сергеев считает, что это число можно уменьшить, тем более, что положительные примеры уже есть. Скажем, для сертификации отдельных видов деятельности требовалось 50 листов документов. После вмешательства межведомственной комиссии, возглавляемой первым вице-премьером Равилем Муратовым, перечень “усох” до двух.
Другая забота агентства – обеспечить предпринимателям доступ к недвижимости. Сейчас Казанская администрация в десять раз повысила плату за аренду помещений. Если раньше один квадратный метр стоил 6 рублей, то теперь – 60. Но скажите, кто из предпринимателей по такой низкой цене арендовал прежде помещения? Единицы. Столь мизерная плата была прерогативой “приближенных” фирм, которые сдавали помещения в субаренду, зарабатывая на этом капитал. Такую практику нужно сломать, считает А.Сергеев. Именно поэтому он ратует за открытые аукционы, на которых бы определялся арендатор (или собственник) площадей. И цена на них не должна быть тайной за семью печатями.
Любопытно, что глава нового ведомства надеется, что уже в течение нынешнего года ему удастся изменить климат для предпринимателей. Иначе он бы не ввязался в это дело.
Интересно, сможет ли Александр Сергеев хотя бы через четыре года сделать заявление, подобное тому, что журналисты услышали от Валерия Сорокина? Как ласкали бы слух, например, слова: “Сегодня у предпринимателей республики нет таких проблем, которые бы не смогло решить Правительство Татарстана”.