– У нас всего по 16 тысяч, – пошутил, выступая на сессии Совета народных депутатов Новошешминского района его председатель и глава районной администрации Александр Губкин. -16 тысяч жителей, 16 тысяч голов крупного рогатого скота, 16 тысяч свиней…
Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, принимавший участие в работе сессии, посоветовал расти по всем показателям, на что А.Губкин заметил: население увеличить труднее, чем поголовье. Если учесть, что когда-то в районе жило всего полторы тысячи человек, то сдвиг большой, но сегодня здесь острый кадровый дефицит. Не хватает учителей, врачей, специалистов сельскохозяйственного производства. Комбайнеров во время летней жатвы пришлось приглашать из соседней республики.
На сессию райсовета были приглашены практически все руководители района, включая заведующих детсадами. Так что большой зал для заседаний в районной администрации был полон. Кроме руководителя республиканского парламента, в сессии приняли участие вице-премьер Владимир Швецов, другие представители республиканских органов исполнительной власти, в том числе Салихзян Калимуллин, генеральный директор холдинговой компании “Татагрохимсервис”, народный депутат Республики Татарстан.
Цифр на сессии райсовета называлось превеликое множество, как и всегда бывает, когда утверждается бюджет. При этом не однажды можно было убедиться, что сами по себе цифры точной картины не дают.
Если не вдаваться в детали, то ситуация в Новошешминском районе тревоги не вызывает. По многим показателям социально-экономического развития – рост. Причем солидный. При плане по доходам местного бюджета на 2001 год в 57,7 млн. рублей фактическое исполнение – 194 млн. рублей. Расходная часть бюджета исполнена на 206 процентов. Такая же картина по консолидированному бюджету: рост и по доходам, и по расходам.
Позитивные сдвиги произошли по многим направлениям. Ф.Мухаметшин посетил только что отремонтированный Зиреклинский общеобразовательный агролицей, а в нем – компьютерный класс. Учебные заведения района получили 101 компьютер в рамках программы Президента РТ, 32 – в рамках программы Правительства РФ, 28 машин купили на свои средства.
И на фоне впечатляющих успехов – достаточно самокритичные доклады о социально-экономическом развитии района в 2001 году, о прогнозе развития на 2002 год и довольно жесткая оценка труда новошешминцев в выступлении Ф.Мухаметшина. Он подчеркнул, что по ряду важнейших социально-экономических показателей наблюдается отставание от среднереспубликанских цифр. Минусовые показатели – по рентабельности сельскохозяйственного производства, по строительству объектов социальной сферы и жилья. Урожайность зерновых даже в удачное для сельского хозяйства лето 2001 года не достигла уровня предыдущего года. Занимая 2,49 процента площадей сельхозугодий республики, район произвел лишь 1,65 процента продукции. Урожайность зерновых составила 25,5 центнера с гектара (в республике – 35,7). Дефицит по возврату денежного кредита, полученного хозяйствами района, составляет 10 млн. руб. При хорошей обеспеченности кормами низкой остается продуктивность скота. Задолженность по заработной плате среди сельхозпредприятий на 1 декабря 2001 года составляла 12,3 млн. руб. (по сравнению с 1.01.01 г. увеличилась на 3,9 млн. руб.).
По сравнению с 1990 годом наблюдается значительное снижение производства мяса. Если поголовье свиней удалось восстановить, то поголовье крупного рогатого скота, при видимой динамике роста, не дотягивает даже до половины прежнего.
Ф.Мухаметшин, слушая доклады, не удержался от комментария: “Вы будто в старорежимном времени живете!” Действительно, дети выращивают на пришкольном участке товарный картофель, фрукты, овощи, а магазины потребкооперации стоят с разбитыми окнами. Председатель Госсовета искренне удивлялся: почему сельхозпредприятия даже не пытаются реализовать выращенный хлеб? Не идет пшеница – продавайте муку, увеличивайте поголовье скота, ведь рынок мяса и молока развит лучше, чем зерновой…
Вот какой диагноз ситуации дал в своем выступлении И.Зубатов, руководитель СПК “Черемуховское”: “Всю жизнь район сидел на дотациях. Менталитет людей к рыночной экономике не приспособлен”.
Что и говорить, далеко не все участники сессии понимают разницу между словами “дотация”, “субвенция”, “субсидия”. Грядущие перемены в структуре районного бюджета и впрямь могут оказаться историческими. Впервые за всю свою историю Новошешминский район не будет получать дотаций из республиканского бюджета. В 1998 году они составляли 16846 тысяч рублей. Увеличение собственных доходов началось в 1999 году. По прогнозам на текущий год, доходную часть консолидированного бюджета будут составлять только собственные средства – 105545 тысяч рублей. Готов ли районный актив к такому развитию событий?
В выступлениях депутатов на сессии в той или иной форме звучали просительные интонации, благо было у кого просить. И В.Швецов не обманул ожиданий – пообещал выделить средства на строительство 7 км дорог и одного моста, на укрепление материально-технической базы дорожников, на строительство двух жилых домов… Ф.Мухаметшин на обещания был скуп. Сказал, что на помощь из Казани рассчитывать особо не следует, возможно, будет даже хуже, чем в прошлом году. Но особой тревоги в зале на наблюдалось…
И народные депутаты, и приглашенные на сессию руководители прекрасно знали, за счет чего достигнуты финансовые успехи прошлого года. Большую часть доходов бюджета составил налог на прибыль от нефтедобычи. Новошешминский район стал нефтяным. С одной стороны – повод для оптимизма, с другой… Ф.Мухаметшин не скрывал опасений на тот счет, что сравнительно легкое наполнение бюджета “нефтяными” деньгами мало что изменит в менталитете руководителей разного ранга. Тогда как закрепление за местными бюджетами конкретных налогов призвано стимулировать районы на большую самостоятельность, на проведение более активной хозяйственной политики.
Еще один повод для “головной боли” руководителя республиканского парламента – бюджеты органов местного самоуправления. Ни для кого не секрет, что денег там едва хватает на зарплату штатных работников. Дотации советам МСУ по району составят 65, 4 млн. при собственных доходах в 2 млн. и дефиците в 3 млн. рублей. Никто не жаловался на то, что нет денег на содержание школ и больниц – помощь из районного бюджета гарантирована. Ф.Мухаметшин поинтересовался, почему передача местному самоуправлению полномочий не сопровождается передачей налоговых поступлений… Этот вопрос он мог задать в любом другом районе и вряд ли бы где получил четкий ответ. Утешил себя и других тем, что к концу нынешнего года наконец-то разберутся с полномочиями на уровне федерального центра, тогда можно будет определиться и на местах.
Надо сказать, что сессия райсовета, при соблюдении всех регламентных процедур собрания народных избранников, мало чем отличалась от обычного собрания хозяйственного актива, когда решения не принимаются, а лишь озвучиваются.
Впрочем, это можно сказать не только о сессии Новошешминского района…