Процесс утверждения республиканского бюджета – это драма, которая ежегодно повторяется по одному и тому же сценарию. Меняются актеры, смещаются акценты в репликах тех или иных героев, подчас появляются новые лица, но суть действа остается прежней: Правительство и Госсовет понимают, что в чем-то придется уступить. Эта способность к компромиссам была одной из главных особенностей нынешней сессии парламента. Но не единственной. Вторая особенность – просто всеобъемлющая вера в слово Премьер-министра РТ Рустама Минниханова. Некоторые депутаты, переговорив в перерыве с премьером, тут же заявляли от микрофона: поправку снимают, поскольку вопрос с Правительством согласовали, а своему Правительству и Премьер-министру они доверяют. Более того, стоило Рустаму Нургалиевичу попросить Госсовет переголосовать уже принятые поправки к бюджету (парламент было размахнулся и начал “кидать” миллионы то направо, то налево), как депутаты тут же начали нажимать нужные кнопки…
Дефициту быть! А будут ли сверхдоходы?..
Депутат А.Штанин, предложивший принять бездефицитный бюджет, настаивал на том, что республика на протяжении последних двух лет не только перекрывает дефицит, но и живет с профицитом, то есть в условиях, когда доходы перекрывают расходы. Татарстан по размеру профицита идет впереди всех российских регионов (более 70 процентов). Наши ближайшие соседи отстали более чем в два раза, а в среднем по России этот показатель составляет 14 процентов. Более того, полагал автор поправки, дефицит нужен Правительству для того, чтобы по своему усмотрению делить расходы, чтобы иметь рычаги влияния на разные сферы деятельности. Когда есть дефицит, кому-то можно дать больше, а кому-то – меньше.
В дискуссию по этому вопросу вмешался Президент РТ Минтимер Шаймиев. Кто же против бездефицитного бюджета? – поинтересовался он. Если мы отказываемся от дефицита, значит, нужно урезать чьи-то статьи расходов. Сегодня власть не может пойти на такой шаг. Почему? Во-первых, потому, что цены на нефть продолжают падать. Правительство РФ уже скорректировало базовый показатель в федеральном бюджете до 18 долларов за баррель (в Татарстане оставили 20 долларов). Падает цена на нефть – начали падать цены на продукцию нефтехимии. А эти две отрасли – главные поставщики доходов в казну республики. Поэтому легкого года не будет, продолжил Минтимер Шарипович, мы будем урезать свои расходы. Именно поэтому на совещании, которое состоялось до начала сессии, был объявлен мораторий на покупку автомобилей для всех бюджетных организаций. Появятся сверхдоходы – будем вместе с вами их делить. А если доходов не хватит, то, продолжил Президент, Правительство будет финансировать в первую очередь защищенные статьи бюджета (зарплата бюджетников, здравоохранение, образование, бесплатные лекарства). Инвестиционную программу придется сокращать. Другого выхода нет.
Льготы нынче непопулярны
В нынешнем бюджете как никогда было мало всяких льгот. Их получили только самые-самые незащищенные (да и то не все) и свободная экономическая зона “Алабуга”. Освободили от налога на имущество средства массовой информации (кроме рекламных, эротических и тому подобных). Льготы по налогу на прибыль и на имущество просили предприятия инвалидов, других незащищенных слоев населения. Сначала депутаты проголосовали “за”, но вышел к микрофону Рустам Минниханов и заявил: мы вторглись в компетенцию местных бюджетов, а это неправильно. Госсовет к поправке вернулся и оставил все как было. Снизить налог на прибыль с двух до одного процента просили предприятия оборонно-промышленного комплекса, часовой и медицинской промышленности, к ним присоседились и другие промышленники. Минфин тут стоял насмерть: бюджет и без того напряженный, так что выкручивайтесь сами. В итоге поправку отклонили: мы стремимся к тому, чтобы в промышленности для всех были равные условия, более равных, чем другие, не будет.
Расходная часть бюджета устояла
Самый интересный акт спектакля – дележка доходов. Они по большому счету уже давно поделены (еще в бюджетном послании Президента). Во втором чтении идет своеобразное отщипывание: может, кому-нибудь и удастся отхватить несколько миллионов рублей для близких к сердцу сфер деятельности. На нынешнем заседании парламента, сразу предупрежу, депутатам этого сделать не удалось. Правительство в ходе обсуждения поправок пошло на некоторые уступки: были добавлены средства на содержание аппарата, библиотечное дело, на развитие народных промыслов. Был сохранен фонд НИОКР – вопреки федеральному закону. Дальше этой черты Рустам Минниханов и его команда не сделали ни шагу. Хотя иногда казалось, что Правительство и могло бы найти средства на некоторые социальные программы.
К примеру, депутат Латыпов просил 20 миллионов рублей для повышения зарплаты участковым врачам и педиатрам. Сегодня в среднем по Татарстану обеспеченность кадрами на этих участках составляет 65 процентов. Работа тяжелая, а зарплата – мизер. Дефицит участковых влияет и на то, что падает качество первичных осмотров, возрастает число хронических заболеваний. Люди предпочитают лечиться самостоятельно, чем идти в поликлинику по месту жительства или вызывать врача на дом. А какой толк от этого вызова, если врач прибежит на две минуты и выпишет парацетамол? Беды участковых и педиатров депутаты приняли близко к сердцу, но… встал министр финансов Роберт Мусин и сказал, что зарплату им и без того повысили в два раза, что она будет повышена еще, что эти категории медицинских работников получают татарстанскую надбавку. Правда, никто в зале так и не понял, почему же тогда укомплектованность кадрами в этой сфере составляет 65 процентов, если с зарплатой там все в порядке? К тому же, продолжил министр, если выделим 20 миллионов рублей на зарплату участковым и педиатрам, то как их делить, механизма-то нет? Поэтому вопрос лучше всего сначала обсудить, а потом будем искать деньги. В общем, поправка не прошла.
Любопытная интрига завязалась, когда обсуждали, выделять или нет средства на содержание мировых судей. Депутат Курманов буквально выбил для них увеличение расходов на 20 миллионов рублей – для проведения капитального ремонта зданий. Уже после голосования выяснилось, что, оказывается, мировые судьи выделенные в этом году средства освоили всего на 56 процентов. Разве они “проглотят” в два раза больше? В ход обсуждения вмешался Президент: если дают деньги, их нужно осваивать. Строители есть, материалы – тоже. Почему не берем денег? Руководитель Пенсионного фонда по Татарстану, продолжил Минтимер Шарипович, также жаловался, что есть средства на ремонт и строительство зданий, а местные отделения в городах и районах не торопятся их осваивать. Нужно спешить, ведь ситуация всегда может измениться. Что касается мировых судей, то обещанных 20 миллионов рублей им не дали. Поправку переголосовали по просьбе премьера.
Денег не выделили для обмена паспортов социально незащищенным слоям населения (республика и без того ежемесячно выделяет по линии Минсобеса 38 миллионов рублей – только пенсионерам). Выслушав доводы сторон, Минтимер Шаймиев пообещал вернуться к этому вопросу 1 января 2003 года. Если обмен паспортов пойдет медленнее, чем ожидается, тогда посмотрим.
Депутат Туфан Миннуллин попросил увеличить расходы на содержание агентства “Татар-информ”, издательства “Магариф” и увеличить гонорар писателям. Говорил он пламенно и долго. Но вышел к микрофону министр финансов и ровным голосом (без всяких эмоций) сообщил, что расходы по этим статьям и без поправки депутата увеличены – где в полтора раза, а где и в три.
Не прошла поправка о выделении средств на издание Татарского энциклопедического словаря. Давайте посмотрим, что мы издали за последние два года на бюджетные деньги, сказал Президент. Все ли книги так необходимы? Президент предложил Правительству и Госсовету навести порядок в этой сфере, а потом уже выделять средства.
Обсуждение бюджета должно удовлетворить и Кабинет Министров, и парламент. Обе стороны могут записать маленькие победы в свой актив. Одни сумели удержать каркас бюджета от диспропорций, другие – внесли свой вклад в расширение социальных статей расходов. В общем, победил компромисс.