19 ноября, после окончания заседания Президиума Государственного Совета РТ, руководитель республиканского парламента Фарид Мухаметшин рассказал об итогах состоявшейся 15-16 ноября в бельгийском городе Льеж 2-й конференции регионов с законодательными полномочиями, в работе которой он принимал участие.
– Приглашение на конференцию в Льеже последовало после моего выступления на 8-й пленарной сессии Конгресса местных и региональных властей Европы, состоявшейся в мае этого года в Страсбурге (Франция). Мне было предложено выступить на тему о развитии федерализма в Российской Федерации с позиции Республики Татарстан. Инициатива исходила от Совета Европы, и мое выступление изначально было включено в повестку дня конференции в качестве одного из двух содокладов к основному докладу.
Хотел бы отметить, что во время конференции удалось встретиться с руководителями Совета Европы, и в частности с генеральным секретарем Вальтером Швиммером. Мы обсудили ряд вопросов, связанных с проблемами развития федерализма. Г-н Швиммер продемонстрировал хорошую осведомленность о Республике Татарстан, проявив большой интерес к взаимоотношениям Центра и субъектов Российской Федерации, он задал мне много вопросов, в том числе и о судьбе Договора между РФ и РТ.
Мы предварительно договорились о том, что в 2002 году проведем европейскую конференцию по законодательному разграничению полномочий между федеральными органами власти и субъектами федераций в Казани, посмотрим, как эта проблема решается в развитых европейских государствах. Очень много желающих приехать в нашу республику со своими сообщениями на эту тему. Окончательно решение будет принято 12 декабря на заседании профильного комитета Совета Европы, ибо вопрос связан с финансированием.
Один из основных выводов, который я для себя сделал во время конференции и после многочисленных встреч с руководителями комитетов Совета Европы и законодательных органов европейских регионов, заключается в том, что за последние десять лет в развитии федерализма Россия сделала пусть и первые, но достаточно уверенные шаги. И в то же время по выступлениям представителей многих регионов Европы я понял, что этот путь для России будет очень тернистым и длительным. А значит, дальнейшая работа в этом направлении требует от нас последовательности и политической воли.
– Татарстан выступает за асимметричное развитие федерализма в России, и эта позиция имеет немало противников, прежде всего в федеральном Центре. Как видится данная проблема из Европы?
– Очень активно объединяясь, Европа в то же время законодательно разделяет полномочия между субъектами-регионами и Центром. Я сделал для себя вывод, что симметричных федераций на сегодня просто не существует. Субъекты европейских государств имеют набор базовых полномочий, которые обязательны для всех – и в этом они одинаково симметричны: в защите прав и свобод граждан, праве избирать и быть избранными, в праве законодательной инициативы и т.д. Этот первичный набор обязательных полномочий гарантирует симметрию в отношениях регионов и федерального Центра. А в остальном большинство развитых демократических стран Европы, которые строят свою государственность на принципах федерализма, в своем развитии асимметричны.