Госзаказ – через тендер

На прошедшей 27 сентября сессии Государственного Совета РТ были приняты четыре весьма значимых в экономическом и социальном аспекте законодательных документа.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

На прошедшей 27 сентября сессии Государственного Совета РТ были приняты четыре весьма значимых в экономическом и социальном аспекте законодательных документа.


Необходимость принятия Закона “О закупках продукции для государственных нужд Республики Татарстан”, по словам заместителя председателя Комиссии по вопросам экономического развития и реформ Юсупа Якубова, представлявшего законопроект, была обусловлена требованиями Гражданского кодекса РФ. В нем, в частности, говорится, что “государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет бюджетов и внебюджетных источников финансирования”.


Закон нужен для создания цивилизованной системы республиканского государственного заказа на контрактной основе с целью обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств, стимулирования деятельности татарстанских товаропроизводителей и повышения их конкурентоспособности. Пока же схема реализации госзаказа в республике базировалась лишь на постановлении Кабинета Министров.


На государственные нужды ежегодно тратятся значительные суммы – на выполнение целевых программ, научно-исследовательских, подрядных работ, строительство мостов, школ, больниц и т.д. На региональном уровне подобные законы приняты и действуют в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Удмуртии. В Санкт-Петербурге, например, где система госзаказа наиболее развита, она составляет на этот год 57%, в Татарстане же – около 10%, что лишний раз доказывает необходимость серьезного подхода к организации закупок для нужд республики. Определенные сдвиги уже произошли. По данным Госкомстата РТ, за первое полугодие этого года из республиканского бюджета по госзаказу было проплачено порядка трех миллиардов рублей, что в три раза превышает заложенную в бюджете-2001 цифру.


– В какой-то мере это антикоррупционный закон, – считает Ю.Якубов, – который способствует выходу экономики из тени. Ведь система государственного заказа, основанная на принципах открытости и подотчетности, позволит контролировать материальные и финансовые потоки, расходуемые на государственные нужды. Конкурсный принцип при размещении госзаказа оптимизирует расходы бюджетных средств. Скажем, при проведении закупок по тендеру достигается экономия в 10 -12% от планировавшихся расходов.


Немаловажен еще и тот факт, что заложенная в закон система преференций и квот направлена на поддержку республиканского производителя, а также отдельных отраслей и слоев предпринимателей. Таким образом, регулируемая законом система осуществления закупок продукции для госнужд должна стать мощным рычагом влияния на экономику республики.


На подпись Президенту РТ будет отправлен и принятый в целом Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О негосударственных пенсионных фондах”. У него оказалась непростая судьба: он был вынесен на третье чтение еще в июне. Однако правовое управление Госсовета в своем заключении предложило снять документ с рассмотрения, так как он регулирует вопросы, относящиеся к гражданскому законодательству и входящие в ведение Российской Федерации. При обсуждении с мнением юристов согласились председатели комиссий И.Сафиуллин, М.Курманов, А.Хамаев, депутаты З.Ягудин и А.Штанин. Но заместитель председателя Комиссии по вопросам экономического развития и реформ Ю.Якубов от имени комиссии настаивал на его принятии в целом. Тем самым удалось бы сохранить действующий закон, ряд норм которого, после их оспаривания прокурором РТ в суде, уже не действуют. Доводы комиссии – с учетом всех поправок республиканский закон лучше аналогичного федерального, так как в нем помимо чисто пенсионных выплат заложены положения о сопутствующих видах социального обеспечения и обслуживания. Ю.Якубова тогда поддержал М.Галеев. Он, в частности, отметил, что наличие такого закона позволит республике построить собственную надежную и мощную систему негосударственных пенсионных фондов. Тысячи татарстанцев, доверившись закону, уже вложили свои средства в пенсионные фонды, и шарахания из стороны в сторону в таком вопросе не нужны. К тому же в 49 субъектах России ныне успешно действуют подобные законы или нормативные акты, в которых регулируется деятельность местных негосударственных пенсионных фондов при наличии соглашений с соответствующей федеральной инспекцией. Председатель Госсовета Ф.Мухаметшин тоже согласился с мнением головной комиссии: закон действительно нужен, а после внесения поправок он по содержанию перестал противоречить и федеральному законодательству. Но по статусности закона противоречие осталось. Поэтому депутаты в июне решили продолжить работу над законопроектом в режиме второго чтения. И вот теперь все противоречия устранены и законопроект не вызвал никаких возражений ни у правового управления, ни у парламентариев.


С момента принятия проекта закона “О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите” в первом чтении прошло больше года. Документ вынужденно положили под сукно, так как с 1 января 2001 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу РФ, был упразднен Государственный фонд занятости РФ (в том числе и в РТ) и как следствие – изменился источник финансирования. Но работа над законопроектом продолжалась: как отметил курирующий документ в Комиссии по вопросам экономического развития и реформ депутат А.Каримов, за это время поступило 83 поправки, большая часть которых была учтена.


С самого начала возникновения безработицы в республике характерной ее чертой стало преобладание среди ищущих работу и безработных, официально зарегистрированных в государственных органах службы занятости, граждан, особо нуждающихся в социальной защите. К ним, в первую очередь, относятся инвалиды, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, выпускники общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лица моложе 18 лет (сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие), одинокие и многодетные родители, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, освобожденные из мест лишения свободы. При этом для молодежи и прежде всего выпускников учебных заведений, еще только начинающих свою трудовую деятельность, проблемы, связанные с трудоустройством, могут иметь негативные последствия в дальнейшем, как и для общества в целом.


Поэтому содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, является приоритетным направлением работы государственных органов службы занятости республики. Одной из форм этого содействия является установление квоты для приема на работу указанных категорий граждан. Такая форма содействия занятости предусмотрена республиканскими законами “О занятости населения” и “О молодежи”, федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.


В целом по республике за 2000 год в соответствии с утвержденными решениями местных органов власти, представленными в Министерство труда и занятости РТ, была установлена квота в количестве 5686 рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.


По информации, полученной от центров занятости населения, в 2000 году в целом по республике из 2924 направленных на трудоустройство в счет установленных квот трудоустроено 1902 человека из категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Наибольшие проблемы возникали при трудоустройстве инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и молодежи до 18 лет.


Принятый закон определяет категории граждан, для которых вводится квотирование, условия и порядок квотирования рабочих мест, права и обязанности работодателей, предусматривает льготы и ответственность работодателей. Причем такие места должны создаваться за счет средств республиканского бюджета РТ и местных бюджетов, работодателей, добровольных взносов юридических и физических лиц и других источников. При этом ежегодно в республиканском бюджете будут предусматриваться средства на компенсацию расходов работодателей. В 2001 году квота составила 1342 единицы. Если на компенсацию за одно рабочее место будут выделяться средства в размере средней зарплаты по Татарстану (сегодня – около 2600 рублей), то в целом на эти цели из республиканского бюджета РТ потребуется около 3,5 млн.рублей. Но кроме того, законом предусматривается выделение дополнительных средств из местных бюджетов.


Изменились и санкции по отношению к тем работодателям, которые не выполнили квоту. Законом установлено, что обязательная плата за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты гражданина будет вноситься в местные бюджеты, чтобы в дальнейшем использоваться для финансирования новых квот, а также дополнительных рабочих мест – сверх установленных квот.


Также в целом был принят Закон “Об общественных работах”. Он направлен на реализацию статьи 24 Закона РТ “О занятости населения” и обеспечения гарантий социальной защиты и материальной поддержки граждан, ищущих работу. Сегодня же, как отмечали выступающие, на рынке труда доминирует пассивное направление – выплата пособий, хотя приоритет должен отдаваться активным мерам преодоления безработицы – созданию новых рабочих мест, переподготовке, субсидированию занятости.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще