В минувшую субботу в присутствии Премьер-министра РТ Р.Минниханова в рыбнослободском селе Сорочьи Горы состоялась надвижка на очередную, седьмую по счету, опору будущего моста через Каму.
Напомним, что примерно с конца прошлого года на строительстве мостового перехода возникла пауза, вызванная в первую очередь перестройкой финансовых отношений между федеральным центром и республикой. Опасения специалистов сбылись: дело практически застопорилось, виной чему – ликвидация Дорожного фонда РТ и переключение на Москву основных финансовых потоков, питающих объект. Противостоять неповоротливости высоких федеральных инстанций самим строителям, естественно, не под силу. Вот и приходится просить поддержки у руководства республики.
О важности состоявшегося разговора свидетельствовал и состав делегации, во главе которой Р.Минниханов приехал в Сорочьи Горы. Его сопровождали два заместителя – министр экономики и промышленности С.Когогин и министр транспорта и дорожного строительства В.Швецов, а также министр финансов РТ Р.Мусин.
Отставание от ранее намеченных заказчиком сроков на строительстве моста через Каму фактически достигло полугода. Так, если до конца нынешнего года планировалось завершить строительства обеих его ниток, то сегодня речь идет о готовности хотя бы первой из них. Именно такую задачу – открыть по ней рабочее движение до конца года – и поставил перед подрядчиками в субботу Р.Минниханов. По его словам, все технические возможности для этого у Татарстана имеются.
После надвижки на седьмую опору длина первой нитки моста достигла 1022 метров. Напомним, что общая ее протяженность должна составить 1526 метров. Таким образом, две трети пути строителями пройдено, и, как заверил начальник “Мостоотряда №3” В.Бородай, окончание основных работ вполне реально еще до ноября.
Главной темой, которую мостостроители обсудили с Премьер-министром, стал график выделения средств. В этом году на строительство должен быть направлен один миллиард рублей, причем участие федеральной и республиканской казны ожидается паритетным – по пятьсот миллионов рублей. Однако, как сказал Р.Минниханов, с выделением средств из Москвы уже возникли “определенные сложности”. Так, если Татарстан свои обязательства выполняет, в первом полугодии направив на строительство камского моста 233 миллиона рублей, то Москва проплатила всего-то 58 миллионов. Правда, еще 85 миллионов обещаны в текущем месяце.
Подобное отношение не может не сказываться на подрядчиках всех уровней. К примеру, Зеленодольский завод им.А.Горького, занимающийся изготовлением, как известно, гигантских мостовых блоков, в первом квартале вообще не имел заказов от мостостроителей. Сейчас судостроителям приходится наверстывать упущенное – годовое задание по блокам составляет более двухсот миллионов тонн металла. Есть проблемы и в “Мостоотряде №3”. По словам В.Бородая, задержку по зарплате среди его подчиненных ликвидировать так и не удалось. На сегодняшний день она составляет примерно полтора месяца.
Вместе с тем руководители подрядных организаций настойчиво опровергали сведения о якобы имевшем место
нецелевом использовании средств, уважительно отзывались о заказчике в лице объединения “Мосты Татарстана”. Если серьезные нарекания и возникают, то, по словам его начальника А.Султанова, вызваны они в основном позицией федеральной стороны.
Кроме хода надвижки, Р.Минниханов и сопровождавшие его лица ознакомились также с работами на некоторых других объектах мостового перехода. Выяснилось, например, что мост через Курлянку на левом берегу Камы практически готов. В завершающую стадию входит и намыв протяженной насыпи со стороны побережья Алексеевского района. Намыто уже 16 миллионов кубометров песка. На повестке дня остается фактически лишь дальнейшее укрепление дамбы. При этом специалисты объединения “Таттрансгидромеханизация”, которые ведут намыв, с удовлетворением отметили, что их работы абсолютно не нарушили экологии окружающей среды. Наоборот, в районе строительства после многолетнего отсутствия нынче загнездовались лебеди, а недавно сюда прилетели даже цапли, что интересно, очень редкого вида…
Есть на гигантский стройке и откровенные провалы. К ним сегодня можно отнести мост через речку Архаровку. Здесь возведение объекта находится всего лишь на стадии укрепления опор. К самой последней из них, восьмой по счету, строители еще даже не подступались. Ко всему прочему, сказывается финансирование по остаточному принципу.
Что касается окончательных сроков сдачи мостового перехода в эксплуатацию, то строители говорят о них теперь крайне неохотно. И только В.Бородай осторожно отметил: “У нас имеется указание Президента РТ о том, что мост должен быть готов к концу 2002 года. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы оправдать доверие”.