Вчера мэр Казани Камиль Исхаков, не успев отойти от парижских впечатлений, открывал в нашей столице международный научный симпозиум “Исламская культура в Волго-Уральском регионе”. Организация Исламская Конференция (ОИК) провела подобные симпозиумы уже более чем в 40 странах. Но в Казани при участии Международного центра научных исследований истории, культуры, искусства ислама (IRCICA) при ОИК и под патронажем Президента Татарстана такая конференция проводится впервые.
Приветствуя ее участников, Президент РТ Минтимер Шаймиев коротко остановился на особенностях развития ислама в Татарстане. Ислам на протяжении нескольких веков находится в тесном взаимодействии с другими культурами, прежде всего православной. И весьма символично, что воссоздание мечети Кул Шариф и реконструкция Благовещенского собора в Казанском Кремле ведутся параллельно. Эта конференция – еще один шаг к взаимопониманию между различными культурами, народами и конфессиями. Очень важно рассказать людям правду об исламе как о религии мирной, способной позитивно откликаться на требования времени.
Генеральный директор IRCICA Экмеледдин Ихсаноглы передал поздравления генерального директора ОИК Абдулазиза Белькезиза и напомнил о многовековых контактах турецких и татарских мусульман, подчеркнув при этом мирный характер развития ислама на Урале и в Поволжье.
О миролюбии ислама говорил и муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков, причем ссылаясь на мнение американских журналистов, которые побывали недавно в нашей республике. По словам Гусмана хазрата, до приезда в Казань у журналистов были совершенно искаженные представления о мусульманах как о каких-то страшных бородатых злодеях, которые с зелеными знаменами и автоматами в руках, с криками “Аллах акбар!” бегут убивать неверных гяуров. Но, побывав в наших мечетях, гости заявили: “Нужно, чтобы везде был такой ислам, как в Татарстане!”
По мнению заместителя директора Института востоковедения РАН Анатолия Егорина, Россия отличается от Запада тем, что более восприимчива ко всему восточному. Первые контакты восточных славян с мусульманами в лице булгар восходят еще к VIII-IX векам, и булгары сыграли заметную роль в формировании русского этноса. Так же, как Золотая Орда – в формировании русской государственности. Однако в ее воздействии на Русь были как положительные, так и отрицательные моменты, считает ученый-востоковед. В отличие от Льва Гумилева, который, по мнению докладчика, идеализировал татарские ханства, Анатолий Егорин утверждает, что российская государственность имеет и свои самобытные корни, а не только продолжает традиции Тюркских каганатов и Золотой Орды. Именно на такой позиции стоят и новые евразийцы. Но без определения в нем места ислама объективной концепции не создать. Анатолий Егорин уверен, что исламофобия у нас не пройдет и, если даже кто-то хочет столкнуть Россию с исламом, из этого ничего не выйдет.
Президент АНТ Мансур Хасанов дал яркую характеристику татарскому варианту ислама – джадидизму как более светскому и демократичному и связал его рождение с известным мусульманским реформатором Исмаилом Гаспринским, чей 150-летний юбилей недавно широко отмечался в Казани.
После этого коллега Мансура Хасанова и его сопредседатель на конференции Азаде-Айше Рорлих (Турция) передала слово зарубежным исламоведам. Возможно, их имена мало что скажут нашим читателям, но темы научных докладов позволят представить, какой широкий спектр проблем обсуждался на форуме. Девин Де-Визе (штат Индиана, США) – исламизация Волго-Уральского региона: традиции Берке-хана; Михаэль Кемпер (Германия) – суфизм в Поволжье и Приуралье; Исенбике Тоган (Анкара, Турция) – вторая волна исламизации тюркских народов и Берке-хан; Фред де Йонг (Нидерланды) – преемственность исламского учения между Египтом и Волгой; Хайрани Алтынташ (Турция) – влияние османских ученых на развитие татарской религиозной мысли. Еще несколько известных имен и интересных тем: Надир Давлет и Рафик Мухаметшин – джадидизм, Сергей Капица – диалог цивилизаций, Рафаиль Хакимов – евроислам, архиепископ Анастасий – православие и ислам в Татарстане, Дамир Исхаков – сибирские татары…
В заключение – несколько пожеланий организаторам конференции. Доклады читались на четырех языках: русском, татарском, турецком и английском, преимущественно на двух последних. Услугами переводчиков могли пользоваться только участники “круглого стола”, а журналисты и приглашенные гости жались в сторонке, совершенно не понимая, о чем, собственно, идет речь. Спрашивается: зачем тогда было приглашать?! И если бы вашему корреспонденту не повезло и ему не удалось бы воспользоваться одним из освободившихся наушников, то было бы очень трудно написать этот репортаж.