Кадровый голод. Как с ним бороться?

На традиционном брифинге в Доме Правительства заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Клара Тазетдинова заявила, что проблема нехватки кадров в республике выходит на первый план.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

Стратегическая кадровая политика должна стать одним из ключевых компонентов государственного управления.

На традиционном брифинге в Доме Правительства заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Клара Тазетдинова заявила, что проблема нехватки кадров в республике выходит на первый план.

– У нас формируются Инноград, технополис «Новая Тура», реализуются проекты в ОЭЗ «Алабуга». На них будет создано 30, 25 и 17 тысяч рабочих мест соответственно, а демографическая ситуация такова, что доля населения трудоспособного возраста будет снижаться до 2020 года. К тому же около 45 тысяч человек ежегодно вступают в пенсионный возраст. Нужно готовить кадры на замену выбывающим людям.

Каким образом? Где взять рабочую силу под вышеперечисленные и не перечисленные реальные проекты?

Клара Тазетдинова имеет в виду четыре ресурса.

Первый – система профессионального образования. Однако ежегодно выпускников школ все меньше – в этом году всего 25 тысяч человек. Так что этот ресурс ограничен. Тем более что большинство по-прежнему метит в юристы, бухгалтеры, психологи и иже с ними, хотя рынок труда этими специалистами, грубо говоря, затарен до потолка.

Ныне на правительственном уровне утвержден список из 190 профессий для набора в образовательные учреждения и формирования госзаказа для них. Число рабочих специальностей расширено, а специальностей с высшим образованием – сокращено до 50 (сравним: в аналогичном российском списке их 97). Этот ресурс позволит упорядочить процесс подготовки нужных на сегодня кадров. Шаг разумный, однако не панацея от того, что при наличии рабочих вакансий не будет безработицы… Вот он, кстати, следующий источник: официальные и скрытые безработные. Их, справедливо считает заместитель министра, нужно стимулировать и переподготавливать. Однако сегодня в Татарстане только 23495 зарегистрированных безработных (самый широкий выбор рабочих мест в Казани – 22718). А число вакансий, заявленных работодателями, вдвое больше. Другое дело, что одно с другим не сходится – и вакансии есть, и безработные тоже. Причины этого объективные.

В 74 процентах случаев работодатель нуждается в специалистах-рабочих, в то время как в Казани, например, 37 процентов безработных – люди с высшим образованием. 43 процента – в возрасте 48-50 лет, 11 процентов имеют предпенсионный возраст. Им подобрать работу сложнее, чем молодым.

Некоторые считают, что на бирже труда большинство регистрируется для того, чтобы всласть пожить на пособие по безработице. Небольшой процент «профессиональных безработных», конечно, есть. Но ведь и для них приемлемая заработная плата была бы стимулом. А некоторые вакансии просто унизительны в плане оплаты труда. Об этом говорилось на очередном «Деловом понедельнике» в администрации Казани: 64 процента – ниже 15 тысяч рублей, 28 процентов – менее 10 тысяч, 7 процентов – с уровнем ниже прожиточного минимума…

Ресурсы не исчерпаны. Вот он, на наш взгляд, главный: создание привлекательных для населения соседних регионов условий для работы в РТ. Но почему для соседних? У нас собственных безработных, если брать неофициальную цифру, – пруд пруди. Создать бы привлекательные условия для своих.

Ситуацию с привлечением рабочей силы прокомментировал для СМИ мэр столицы Ильсур Метшин:

– Мы уже «пылесосом» стянули все силы Поволжья и Урала. Из Чувашии люди работают, из Кировской, Ульяновской областей, Марийской республики. Всех строителей, которых можно собрать, собрали. И все-таки у нас огромная нехватка строительных специалистов…

Последний ресурс – иностранная рабочая сила. На 2012 год Татарстану установлена квота на ее привлечение в размере 26 тысяч человек. Гастарбайтеры неприхотливы, но если сложим цифры всех четырех ресурсов, все равно они не покрывают потребности только трех упомянутых Кларой Тазетдиновой объектов. А «Аммоний», ТАНЕКО, объекты Универсиады, жилищное строительство, капремонт, строительство дорог, мостов, пешеходных переходов и метрополитена, транспортный комплекс, наконец. Что мы забыли – продолжайте ряд…

Прекрасно, когда регион активно развивается. Но нехватка рабочих рук угрожает срывом сдачи важных объектов. Амбизициозные проекты – неплохо, когда проектировщики соизмеряют их с возможностями рынка рабочей силы.

И еще возникает вопрос. Подготовим мы нужное на сегодняшний день количество строительных профессий благодаря утвержденному списку профессий. А когда закончится строительный бум, часть этих специалистов снова пополнит ряды безработных? Хорошо бы об этой проблеме подумать заранее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще