Эти энергетики не избалованы вниманием прессы, но от них зависит бесперебойное движение поездов и безопасность пассажиров
«Внимание всем! Сегодня ночью ожидается шторм, направление – с Москвы на восток. В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций приказываю организовать дежурство аварийных бригад, до 17.00 укомплектовать их средствами малой механизации, обеспечить запасом топлива. Энергодиспетчерам: каждый час докладывать о метеоусловиях, при их ухудшении информацию немедленно передать дежурному энергодиспетчеру и в управление…»
Эти слова, произносимые четко, почти по-дикторски, в устройство громкой связи, мы услышали, входя в кабинет начальника Юдинской дистанции электроснабжения Горьковской железной дороги Евгения Ананьина. Он даже не отреагировал на наше предупрежденное появление, в тот момент перед ним стояла куда более важная задача – оперативно оповестить персонал о надвигающейся стихии.
Информационный повод для визита в Юдино в канун Дня железнодорожника, который отмечался в минувшее воскресенье, у нас был весьма существенный – в нынешнем году здешняя дистанция электроснабжения отмечает пятидесятилетие. Да и вообще этот год урожайный на юбилеи: исполняется 175 лет железным дорогам России и 150 лет – Горьковской магистрали.
НА ДИСТАНЦИИ
Юдинская дистанция электроснабжения, входящая в структуру ГЖД, обеспечивает электроэнергией железнодорожные транспорт и инфраструктуру в семи субъектах России – в Татарстане, Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Марий Эл, Кировской и Ульяновской областях. Сегодня в составе предприятия семь тяговых подстанций, 1077 километров и девять районов контактной сети, восемь районов электроснабжения, 2033 километра высоковольтных линий электропередачи.
Дистанция была создана в 1962 году и за полувековую историю «пережила» две мощные волны электрификации пригородного движения поездов.
– Первая волна прокатилась в 1970–1973 годах, – рассказывает заместитель начальника по кадрам Юдинской дистанции Павел Ильин, один из аксакалов этого предприятия, проработавший здесь около сорока лет. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. – До этого наше хозяйство ограничивалось в основном лампочками накаливания на переездах, посадочных платформах да станциях. Помню, по грибы в сторону Арска, Зеленого Дола и Йошкар-Олы (ох и грибные там места!) ездили в вагончиках-телятниках. Потом был проделан огромный объем работы, ввели пригородное сообщение на постоянном токе. И мы теперь уже с комфортом катались в леса…
Второй этап электрификации пришелся на 1985–1986 годы. Вводились новые мощности, внедрялось современное оборудование, шла подготовка персонала для его обслуживания. Курсирование поездов переводилось с постоянного тока на переменный. Развивалось магистральное сообщение в границах Казанского региона ГЖД, таким образом, было открыто сквозное движение с востока на запад страны по территориям присутствия этого отделения Горьковской магистрали.
СЕРДЦЕ И НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ
– Судя по вашему сообщению, вы работаете в круглосуточном режиме, – обращаюсь к начальнику дистанции Евгению Ананьину после того, как он передал сообщение и отключил громкую связь.
– Как иначе? Ливневые и ледяные дожди, штормовые и ветровые всплески могут привести к катастрофическим последствиям. А наша задача – обеспечить бесперебойное и безопасное движение поездов. В любое время аварийно-восстановительные бригады должны быть готовы к выезду, устранению возникающих чрезвычайных ситуаций, климатических последствий…
– А вот знакомьтесь – один из самых уважаемых наших сотрудников, воспитавший не одно поколение работников дистанции, руководитель ремонтно-ревизионного участка Владимир Григорьевич Малинкин – человек, от которого зависит деятельность всего нашего предприятия (к слову, в коллективе более 450 человек. – Прим. авт.). – Евгений Сергеевич указывает на входящего в кабинет серьезного, представительного мужчину. – Между прочим, он – единственный из энергетиков, который представлял Казанский регион ГЖД на прошедшем в конце прошлого года в Москве втором съезде железнодорожников.
- Информационный повод для визита в Юдино в канун Дня железнодорожника у нас был весьма существенный – в нынешнем году здешняя дистанция электроснабжения отмечает пятидесятилетие. Да и вообще этот год урожайный на юбилеи: исполняется 175 лет железным дорогам России и 150 лет – Горьковской магистрали
По словам Евгения Ананьина, самое крупное подразделение дистанции – ремонтно-ревизионный участок – «сердце и нервная система предприятия». Если все остальное может быть «подвластно» обычной механике, то этот цех отвечает за телеуправление, работу защитных устройств, обслуживает высоковольтное и маслонаполненное оборудование, трансформаторы и так далее. В частности, следит за сложной аппаратурой, находящейся в кабинете начальника, которая выдает информацию о том, что происходит за сто-двести километров отсюда.
– Персонал ремонтно-ревизионного участка трудится в особых условиях, – продолжает Евгений Ананьин. – Я бы сравнил работников этого цеха с врачами: прежде чем поставить диагноз, нуждается ли оборудование в капитальном ремонте или достаточно незначительного вмешательства, берутся пробы материалов, проводится лабораторный анализ. Исходя из результатов назначается то или иное лечение.
НЕ ТОЛЬКО ЛЕЧИТ ТЕХНИКУ…
Владимир Малинкин после окончания Казанского энергетического техникума и службы в армии пришел в 1977 году на Юдинскую дистанцию электромонтером четвертого разряда. Работал электромехаником, старшим механиком. С 1990 года – начальник ремонтно-ревизионного участка.
Электромеханик этого же участка, председатель профкома предприятия Борис Ахметов, который, кстати, тоже трудится в дистанции уже более 30 лет, сообщил нам, что Владимир Малинкин неоднократно спасал жизни людей на железной дороге, буквально в последний момент выдергивая их из-под колес поезда. К примеру, как-то на станции Васильево у пожилого человека закружилась голова, он начал падать под проходящий состав. Владимир Григорьевич еле успел его перехватить. Так они вдвоем лежали у края рельсов, пока поезд не прошел.
– В конце восьмидесятых годов в качестве дружеской помощи мы занимались электрификацией в Грузии, – вспоминает Владимир Малинкин. – После второй волны электрификации Казанского региона, когда перешли на переменный ток, у нас остались тяговые подстанции, работающие на постоянном токе. А в Грузии как раз применялась система постоянного тока. Поэтому часть нашего оборудования была отправлена туда. А чтобы его смонтировать, нужны были специалисты… Да, вскоре после оказания братской помощи, к сожалению, Грузия отделилась от России…
На вопрос, был ли соблазн за 35 лет трудовой деятельности на одном предприятии сменить место работы, Владимир Григорьевич признается, что был. Предлагали и работу поспокойнее (а курировать семь регионов и постоянно быть в разъездах – дело нелегкое), и зарплату высокую. В кризисные девяностые годы с оплатой труда, как и везде в России, было туго, отсюда – высокая текучесть кадров. Это сейчас коллектив стабильный. И если изредка кто-то увольняется, на его место тут же приходит другой.
– Не ушел, наверное, потому, что в старые добрые времена люди «присыхали» к железной дороге, – объясняет Владимир Малинкин. – К тому же мы были молоды, азартны, а преодолевать трудности – даже интересно… Совсем чуть-чуть осталось мне до пенсионного возраста. А в голове-то еще «юность гуляет», и работать совсем не устал.
Его коллега и друг Борис Ахметов отмечает, что Владимир Григорьевич всецело предан своему делу. Не зря он удостоен многих наград, к примеру, медали «За трудовое отличие», звания «Почетный железнодорожник Министерства путей сообщения СССР», всех не перечислить.
А еще Борис Мазгутович гордо заявляет, что за все время их работы на ремонтно-ревизионном участке, слава богу, не было ни одного несчастного случая. Потому что на предприятии трудятся настоящие профессионалы, жестко соблюдается дисциплина и огромное внимание уделяется охране труда. Ведь электричество всегда таит в себе потенциальную опасность. А еще друзья горды тем, что у них не один, а два профессиональных праздника – День железнодорожника и День энергетика.
ВКЛАД В УНИВЕРСИАДУ
– В пределах нашей дистанции ведутся масштабные работы по подготовке к Универсиаде-2013, – рассказывает Евгений Ананьин. – К примеру, построили и смонтировали устройства электроснабжения и контактные сети в новом вокзальном комплексе Казань-2. Ведется реконструкция электросетевого хозяйства на центральном столичном вокзале, там же возводится новая тяговая подстанция. Электрифицируется железнодорожная ветка от станции Казань-1 до международного аэропорта «Казань». Здесь будет организовано скоростное движение в рамках реализации проекта интермодальных перевозок.
Забот у энергетиков железных дорог хватает – они день и ночь поддерживают свои коммуникации в рабочем состоянии и участвуют в глобальных проектах, модернизируют устаревшие сети и внедряют новые технологии. В общем, идут в ногу со временем.