Прилетев в Анталью, обнаружила, что у багажной сумки сломан замок-молния. Времени было достаточно, поэтому решила просто из спортивного интереса обратиться к местному администратору. Но где его найти, если не владеешь ни турецким, ни английским? Оказалось, что достаточно языка жестов. Показав первому встречному турку в униформе на поврежденный багаж, получила в ответ указание на стойку розыска багажа Lost & Found. Не знаю, на каком языке мы общались с сотрудницей, но она за 10-15 минут выяснила у меня и стоимость сумки, и год ее покупки, еще какие-то данные, составила акт, оформила все необходимые документы и даже умудрилась втолковать, что мне делать с ними по прилету в аэропорт Казани.
А вот в родном городе, несмотря на общий с сотрудниками аэропорта язык общения, дело не пошло. На отечественном языке меня посылали от терминала к терминалу, от окошка к окошку, но администратора, который должен был мной заняться, так и не нашлось. В конце концов сообщили, что со всеми документами следует прийти дня через три. Если захочу. Мне не захотелось… Тем более что сумку к тому времени уже отремонтировала. Но ведь могла случиться более серьезная ситуация – потеря багажа или вещей из сумки. Что делать в этом случае?
В Госалкогольинспекции, в ведении которой, как известно, находятся вопросы защиты прав потребителей, выяснилось, что с вопросами по поводу действий авиапассажиров в ситуации, когда утерян или испорчен багаж, к ним обращались не один раз. Как поступать пассажирам? Об этом рассказывает заместитель начальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Дина Майлова:
– В соответствии с Федеральными авиационными правилами после регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика. При потере или повреждении перевозимого имущества в первую очередь необходимо обратиться к сотруднику стойки розыска багажа, которая есть практически в каждом международном аэропорту. Заявление о выявленном повреждении багажа или недостаче части содержимого должно быть оформлено сразу же после обнаружения в здании аэропорта. Сотрудник отдела, выполняя процедуру оформления, обязан составить акт, то есть принять заявление у пассажира об утере имущества со списком вещей, перевозимых в чемодане или сумке. Акт является основанием для предъявления претензии перевозчику. Замечено, что опытные сотрудники аэропортов понимают проблему на языке жестов, достаточно пассажиру указать на багаж, знаками или рисунками уточнить потери. Также к заявлению пассажир должен приложить отрывной талон багажной бирки, наклеенный на обложку авиабилета. Будет не лишним на всякий случай оставить себе копии предоставленных документов и попросить контактные телефоны службы розыска багажа или рекламации. Пассажиру на руки выдается распечатка с номером заявки на розыск.
- Для защиты своих интересов при перевозке каких-либо ценных вещей пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа в момент его сдачи. Совместно с представителем авиакомпании необходимо составить акт, в котором будет описано содержание багажа и указана его стоимость. В случае утери багажа или его порчи авиакомпания будет обязана выплатить заявленную стоимость, если не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения
Как правило, благодаря единой поисковой базе багаж отыскивается в первые три дня. В короткие сроки авиаперевозчик бесплатно доставляет его к месту проживания пострадавшего пассажира. Если имущество не найдено, следует попробовать составить более подробный список того, что было в чемодане. Он тоже будет внесен в общую систему поиска. Тем временем пассажир вправе обратиться в представительство авиакомпании за чеком на приобретение необходимой одежды. В этом случае следует подать заявку на выдачу компенсации, которая обычно выплачивается в течение недели и не является платой за утраченный багаж.
Максимальное время поиска потерянных вещей составляет 21 день. Если за три недели их так и не нашли, они считаются утерянными или украденными. Тогда пассажир по Варшавской конвенции имеет право на официальную компенсацию в размере 20 долларов США за килограмм веса. Случается так, что багаж по каким-либо причинам не был взвешен, тогда его вес оценивается в 35 кг.
Компенсации также выплачиваются и за утерянный багаж, провозимый в салоне самолета, но расценки тут другие – 400 долларов вне зависимости от веса. При этом следует помнить, что стоимость утраченного имущества, превышающая указанную сумму, авиаперевозчиком не выплачивается. Бывают, конечно, исключения – при сильном желании можно доказать ценность перевозимых вещей с помощью предоставленных чеков и добиться выплаты компенсации через суд.
Что ж, все вроде понятно. Только вот как эти знания донести до непосредственных исполнителей – сотрудников аэропорта?