Где бумажное царство, там волокита – король

С 1 июля высокие технологии частично освободили многих из нас от хождения по «конторам» разного рода

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

С 1 июля высокие технологии частично освободили многих из нас от хождения по «конторам» разного рода

Вступление в действие с 1 июля Федерального закона № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не только обнадежило многих граждан, но и наверняка сделало различные присутственные места менее многолюдными. Прямых свидетельств тому мы пока не имеем – ведь прошло совсем немного времени, однако к выражениям типа «положить под сукно», «отправить дело в долгий ящик» начинаем относиться уже без былого чувства безнадежной покорности.

Да, пока мы еще помним из истории, что у дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском был сделан специальный длинный ящик, куда клались челобитные. Царем они рассматривались быстро, но из-за волокиты в канцеляриях оставались без движения. А сукном, красным или зеленым, в старину покрывали столы в учреждениях. Дело, которое считали несрочным или за которое чиновник желал получить с просителя взятку, клали под сукно, и оно могло лежать месяцами без продвижения… Хочется верить, что отныне знакомые многим поколениям россиян фразеологизмы станут в большинстве случаев неактуальными. А в будущем, глядишь, и вовсе забудутся…

Судите сами: уже сегодня мы, не выходя из дома, открываем Интернет-портал государственных услуг и платим по счетам за «коммуналку», заказываем загранпаспорта, проверяем оценки детей в школе, записываемся на прием к врачу, вносим госпошлины, штрафы – да всего уже не перечислить. Правительство в последние годы достигло солидных успехов в упрощении бюрократических процедур. Однако что такое «обивать пороги», «бегать по инстанциям» и «собирать пакет документов» никто еще не забыл, и мало кто верит, что когда-то будет иначе. А ведь будет!

Люди, которые еще помнят, что когда-то появление в квартире телевизора воспринималось как чудо, а домашний телефон – как привилегия, в те времена и не предполагали, что телефон будет носить в кармане практически каждый. А новую информацию будем узнавать с небольшого дисплея, но в объеме невообразимо большем, чем пара газет, приходящих в дом по подписке.

Вообще­то удивляться и восхищаться в наше прагматичное время немодно. А зря… Эти эмоции куда более приятны и полезны, чем вечное недовольство. Поводы для таких эмоций случаются в нашей жизни куда чаще, чем мы их испытываем, потому что обрели привычку не замечать их. Или встречать скептически. Но вот произошло событие, которое можно рассматривать как начало конца бюрократического ига над гражданином…

С 1 июля закон запретил чиновникам требовать от заявителя документы, подтверждающиеся сведениями, которые имеются в базах данных других органов – государственных или местного самоуправления.

В Татарстане в преддверии столь серьезного новшества была проведена большая работа. Создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия. Оператор ее – Центр информационных технологий республики. То есть чиновники должны будут собирать документы внутри «государственной машины», причем быстро. На запрашивание сведений друг у друга и предоставление услуги заявителю отводится пятидневный срок – таково положение закона, пренебрежение которым чревато административным наказанием вплоть до штрафа в 30 тысяч рублей.

Центром ответственности за выстраивание информационных потоков выступило Министерство экономики, а технологическую возможность электронного межведомственного взаимодействия обеспечивает Министерство информатизации и связи. Главы этих министерств Мидхат Шагиахметов и Роман Шайхутдинов незадолго до наступления 1 июля рассказали на пресс-конференции о готовности на практике реализовать новый закон.

Информационные системы госуправления в Татарстане развиваются давно. Опыт обмена официальными документами существует уже с 2006 года. В эксплуатацию запущена система электронного документооборота, которая поможет ведомствам не нарушать сроки предоставления услуг.

–Не знаю, как будет в других регионах, где нет этой системы, а мы можем стать одними из лучших в стране, –поделился с журналистами надеждой Роман Шайхутдинов. –То, что сейчас происходит в России, это беспрецедентный шаг для совершенствования механизма взаимодействия государства и граждан при предоставлении госуслуг.

Как будет в других регионах, понятно. Это как игра на гитаре: кто умеет играть – заиграет, а кто не умеет – вынужден будет бренчать по струнам и глупо улыбаться.

А в Татарстане обеспечено самое высокое проникновение широкополосных каналов передачи данных всех агентов, участвующих в обмене сведениями, в едином информационном поле. Оно представляет из себя операционную систему с самым высоким процентом подключения агентов, участвующих в предоставлении услуги, – федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Министр информатизации и связи признал: запуск таких массивных систем в эксплуатацию может иметь «шероховатости», но они будут сказываться недолго, по его мнению, месяца три. Потому что система – не автоматический продукт. Это и люди, работающие за компьютерами, – им еще нужно привыкнуть к работе по-новому, обрести навыки.

Думается, на самом деле для тех, кто будет работать за компьютером, все окажется не так уж сложно: открыл операционную систему, затем – закладку «Госуслуги», где агенты обмениваются сведениями, и можешь или запрашивать их, или отвечать на запросы.

Региональные органы предоставляют 41 вид и запрашивают 34 вида сведений у федеральных органов исполнительной власти, чтобы оказывать услуги гражданам. Конечно, это только первый, хотя и глобальный, шаг в таком важном для общества сервисе. Пока к межведомственному взаимодействию привлечены 16 исполнительных органов государственной власти Татарстана.

Как сообщил министр Мидхат Шагиахметов, определено 67 государственных услуг, которые оказываются на республиканском уровне, и 92 типовые услуги, которые предоставляются органами местного самоуправления. По его словам, проведенный анализ показал: это позволит сократить перечень справок и бумаг, которые заявитель раньше представлял при получении соответствующей государственной услуги, в среднем на треть.

Это существенно облегчит нашу жизнь. Но надо иметь в виду, что в Федеральном законе № 210 осталось такое понятие, как «документы личного хранения», которые заявитель должен представлять сам. Всего их 18. Вместе с «корочками», удостоверяющими личность, воинский учет и т.д., в этот перечень входят, например, документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также удостоверения и документы, подтверждающие право на получение социальной поддер­жки, – они тоже должны представляться гражданином (или его полномочным представителем).

Поскольку пакет этот насчитывает от пяти до пятнадцати документов в зависимости от предоставляемой услуги, то создается впечатление, что законодатели не в полной мере задействовали межведомственное и межуровневое взаимодействие. До 90 процентов услуг, для которых необходимы эти документы, касаются социальной поддержки населения, предоставляемой Министерством труда и социальной защиты, его подведомственными учреждениями. Выходит, этому министерству никакого межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении услуг не требуется? Ведь заявитель сам собирает необходимые справки.

Так не расточительно ли это – тратить столько сил и бюджетных ассигнований на создание системы, а использовать ее не в полной мере? Да и людей жалко: доказывать свое право на соцподдержку им приходится изнурительно часто. Впрочем, это суждения непрофессионала в данной сфере. Наверное, есть какие-то юридические тонкости, обусловившие такой алгоритм действий.

А в остальном все хорошо. И будет еще лучше, когда войдет в нашу жизнь универсальная электронная карта.

Она представляет собой носитель, на котором фиксируется информация о владельце. Карта удостоверяет права ее пользователя на получение государственных, муниципальных, а также иных услуг, в том числе для совершения юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной карты сможет стать любой гражданин РФ. Пока – на заявительной основе, а с 2014 года по закону она будет у каждого из нас. И платить за нее не придется.

Кстати, о деньгах. По словам Алексея Слесаренко, заместителя руководителя Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РТ, новый порядок – это не только экономия времени и освобождение от стояния в очередях:

– Яркий пример: социальная ипотека. Если раньше от ее участников требовали справку о наличии объектов недвижимости в России – за полторы тысячи рублей, а за аналогичную в пределах республики –  за 500 рублей, то сейчас органы государственной власти и местного самоуправления обязаны запросить эту справку сами. И притом абсолютно бесплатно.



+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще