На улучшение жилищных условий участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС из федерального бюджета выделено 375 миллионов рублей.
Расчет размера социальной выплаты строится на стоимости одного квадратного метра в 31300 рублей. Норматив площади для одиноко проживающего – 33 квадратных метра, на семью из двух человек – 42 и по 18 метров на каждого члена семьи, если их больше.
Об этом на недавней пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям сообщил заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Фролов.
Минрегионразвитию был представлен сводный список чернобыльцев (281 человек), проживающих в Татарстане и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Правда, сейчас республиканское министерство совместно с муниципальными властями работает над формированием окончательного списка.
– Проверяем обоснованность документов каждого. Чернобыльцы собирают пакет документов, который подтвердит, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, – сказал Алексей Фролов. – По предварительным расчетам, в списке окажется около двухсот пятидесяти человек, которые в этом году смогут получить денежные средства…
Задачу призвать будущих обладателей сертификата выбрать жилье на первичном рынке заместитель министра назвал одной из главных:
– Новое жилье по степени благоустройства и комфортности более привлекательно и, кроме того, энергоэффективно, что в дальнейшем уменьшит расходы по его содержанию. И, конечно, наша основная задача – это ввод многоквартирных домов… Работу по списку планируем завершить в июле, и, как только получим сертификаты, у нас будет два месяца, за которые необходимо перечислить денежные средства каждому гражданину.
Второй участник пресс-конференции – глава Татарстанского отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Союз «Чернобыль» Александр Барсков, состоящий в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассказал, чем оборачивается для них составление нового списка:
– Я собирал документы десять месяцев – с момента, как взял первую справку о составе семьи. Две недели назад вызвали в администрацию и опять поставили ту же задачу. И снова бегаю по кругу, собираю документы. Срок оформления документов в БТИ – месяц, за двойную плату – неделя. То есть в короткий срок я не могу справиться. К тому же идет запрос дополнительных документов. У меня в квартире прописаны шесть человек: я с супругой, сын, дочь и два внука. Нужны документы о том, какая жилплощадь есть у жены сына, у родителей жены. Запрос и на зятя: я должен подтвердить, что он не имеет жилья. В то же время есть «скромненький» пункт в заявительных документах. Получая субсидию, я обязуюсь свою долю в квартире, где проживаю сейчас, предоставить в коммунальную либо в муниципальную собственность.
На одного прописанного в моей квартире приходится меньше десяти квадратов. И я должен восемнадцать метров сдать государству, ухудшив положение детей? Консультируюсь с юристами, они говорят, что эти документы подписывать опасно. Квартиру я не получал, а приобрел на личные средства. У нас идут судебные разбирательства. Есть немало проблем. Хотелось бы снять их в рабочем порядке.
Этими мытарствами, которыми вымощена дорога в сводный список, по словам Александра Барскова, проблемы не заканчиваются.
– Я могу получить субсидию только на себя и супругу. Потому что вопрос, кто является членом семьи, решается так: поскольку сын и дочь завели свои семьи, они не являются членами моей семьи.
Оставим за скобками возникающий вопрос: зачем тогда с главы семьи требуют документы о наличии жилплощади у родственников? Сосредоточимся на том, что Александру Барскову с супругой положены 42 квадратных метра по цене 31300 рублей за метр – это примерно миллион триста тысяч рублей.
– В Казани цены на жилье, особенно в последние два месяца, резко подскочили. На эту сумму невозможно приобрести даже однокомнатную квартиру, которая стоит около двух миллионов рублей. Получается, деньги есть, но жилья может не оказаться…
И что делать? Алексей Фролов говорит:
– Так как мы полностью регулируем стоимость квадратного метра по строительству жилья по программе социальной ипотеки, постараемся максимальное количество чернобыльцев включить именно в эту программу. Государственный жилищный фонд является оператором по всем социальным программам. Через него же будем совместно решать вопросы, которые стоят сегодня у чернобыльцев по оформлению документов.
Как говорится, своя рука владыка. Остается порадоваться за то, что все проблемы решаемы. Конечно, Алексей Фролов не отрицает права будущих владельцев сертификатов на другие варианты. Один из таких озвучил Александр Барсков:
– Есть вариант соципотеки, где квадратный метр стоит в среднем по республике 23 тысячи рублей. Мы готовы такое предложение принять, но многие люди возвращаются из сельских районов. Они хотели бы получить деньги на индивидуальное жилищное строительство. Греха таить нечего – когда человек сам строит дом, квадратный метр обходится в восемь-десять тысяч рублей. То есть на сумму сертификата можно построить небольшой приличный домик. Если бы нам выделили земельный участок под Казанью в десять-пятнадцать гектаров, мы, чернобыльцы, могли бы там построить сотню-полторы домов. Готовы эти вопросы обсуждать с министерством и совместно работать.