Стоящий на приколе теплоход – магнит для туристов, головная боль для сельчан
10 июля исполнится год со дня крушения теплохода «Булгария». В канун скорбной даты корреспонденты «РТ» навестили многострадальное судно, стоящее на приколе у волжского берега в Камскоустьинском районе.
Подъехав к поселку Куйбышевский Затон, мы миновали густой перелесок. Взору открылся живописный вид на Волгу. Поодаль – суда на приколе местной ремонтной базы флота, а на переднем плане в небольшом заливчике – двухпалубный пассажирский теплоход, уткнувшийся носом в берег.
Разумеется, это не зеленая стоянка. Неподвижное судно, словно призрак, приковывает взгляд покореженной надстройкой. В рубке колышется на ветру кусок ткани – видимо, то, что осталось от занавески. Надпись на борту подтверждает: перед нами «Булгария». Все с тем же креном на правый борт, что и в дни своих последних рейсов.
Судя по виду с носа, теплоход как будто исправен, а вот корма глубоко просела в воду. Вокруг красные боны – плавучая преграда для ныряльщиков. Жители поселка горько шутят: наша новоиспеченная достопримечательность.
За несколько минут до нас возле «Булгарии» остановились «Шевроле-Нива» и старенькая «семерка». Семейства из обеих машин сделали несколько фотоснимков на фоне теплохода и отправились дальше.
как это было
Крушение двухпалубного теплохода «Булгария» произошло 10 июля 2011 года на Куйбышевском водохранилище в районе камскоустьинского села Сюкеево. На борту теплохода находился 201 человек при максимальной вместимости 148 человек.
По версии МЧС, «Булгарию» захлестнула боковая волна, после чего двухпалубный теплоход накренился, перевернулся и пошел ко дну. Спаслись лишь 79 человек. Число погибших составило 122 человека.
По обвинению в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, арестованы гендиректор «АргоРечТура» и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра. Осуждены также капитаны двух грузовых судов, не оказавших терпящим бедствие своевременной помощи.
Подходим к кромке берега. Неподалеку стоит сторожевая будка, которую поначалу не приметили. Из нее к нам быстрым шагом направляется человек в униформе. Машет рукой: дескать, близко не подходить!
– А фотографировать-то можно?
– Это пожалуйста! Тут каждый второй водитель фотосессии устраивает. Мы уже привыли.
Знакомимся. Охранника зовут Володей. Дежурит здесь с ноября. Рабочий режим – сутки через трое. По словам Владимира, сторожку на берегу владелец судна поставил сразу, как только теплоход вывели из дока. Основная задача охраны – никого не пускать на борт. На всякий случай сторожка снабжена телефоном и кнопкой вызова экстренной помощи.
Володя уходит доложить начальству о визите журналистов. Через некоторое время вновь появляется: есть разрешение! Но внутрь судна, конечно, – ни-ни.
Прикидываем расстояние: от «Булгарии» до берега метров пятнадцать. С сушей судно связывает туго натянутый трос.
– «Булгария» остается вещдоком в уголовном расследовании, и сохранность объекта приказано строго блюсти, – поясняет Володя и спрашивает: – А вы, случайно, не знаете, когда дело завершится?
Мы пожимаем плечами. И тоже интересуемся: а что, были попытки проникнуть на борт теплохода?
– Да сколько угодно, – сетует словоохотливый собеседник. – Недавно пьяная молодежь порывалась доплыть до судна с противоположного берега залива. Пришлось отгонять. Тоже мне, охотники до чужого добра!
– А там что-то такое осталось?
– Хлам один да песок, – машет рукой Владимир. – Сам видел. У нас тут лодка есть, чтоб нежелательных визитеров отгонять, так я разок по ведомственным делам поднимался на борт. Да еще зимой раза два внутрь наведывался…
Жители Куйбышевского Затона в один голос подтверждают: на обветшалых палубах теплохода ничего ценного не осталось. Все, мол, растащили. Один из стариков рассказал нам, что среди похищенных мародерами вещей были чемоданы, женские сумочки, часы и даже видеокамеры. Девушка по имени Людмила утверждает, что одно время в Интернете якобы то и дело выставлялись вещи с «Булгарии» – торги за один из сотовых телефонов, к примеру, дошли до десяти тысяч рублей. По местным представлениям, бешеные деньги. К тому же тот телефон, понятное дело, был неисправным. «Но берут ведь – какая-никакая, а память о татарстанском «Титанике». Такие вещи позднее станут на весь золота», – считает Людмила.
«У нас один охранник, который присматривал за «Булгарией», сошел с ума от звуков детского плача, раздающихся по ночам. Его отвезли в психиатрическую больницу в Казань». Это уже одно из свидетельств группы памяти жертв «Булгарии» в социальной сети «ВКонтакте». Подписала сообщение девушка по имени Айгуль. Указала она и свою фамилию.
Сторож Володя парирует: все это чушь.
– Ни я, ни двое моих товарищей не слышали никаких голосов, – утверждает он. – Мало ли что кому послышится или привидится. И слухи о торговле вещами пассажиров – тоже выдумки.
Если, по мнению охранника, утечка вещей и была, то лишь в то время, когда теплоход стоял в доке. Следственные действия тогда были завершены, а решение о дальнейшей судьбе судна не принято. Замешкались – вот и результат…
Поговорили мы и с одним из бывших работников «Ремонтной базы флота им.Куйбышева».
– Ох, и попила же «Булгария» нашей кровушки, – рассказал житель поселка, попросивший не называть его имени. – Из-за нее ремонтный док был целый год занят. А сколько заказов предприятие упустило, сколько людей осталось без работы и заработка! К тому же отяжелевший от песка и ила теплоход дважды западал набок, из-за чего док получил серьезные пробоины, его пришлось ремонтировать. В общем, «Булгария» стала настоящим разорением. Из-за нее мне работу пришлось поменять. И сейчас глаза мои бы ее не видели!
У большинства жителей Куйбышевского Затона – те же соображения. Люди ждут не дождутся, когда «Булгарию» отправят в путь. На сей раз – уж точно в последний.
между тем
Мемориальный комплекс откроют 10 июля
Мемориальный комплекс в память о погибших во время крушения «Булгарии» планируется открыть на предстоящей неделе в пятнадцати километрах от Куйбышевского Затона. Возведен он неподалеку от села Сюкеево, напротив которого, напомним, и случилась трагедия.
Здесь, на крутом берегу Волги, завершается строительство небольшой мечети и часовенки. Рядом с ними установлены мемориальный камень и доска с именами всех, для кого плавание на «Булгарии» стало последним.