Жизнь с изюминкой

У армии садоводов и огородников горячая пора. Дел сейчас невпроворот. В том числе уже пора подвязывать подросшие томаты, огурцы к опорам… И Леонтию Кирягину необходимо поправить колья да шпалеры, но не у огурцов или фасоли, а у семидесяти кустов вино­града.

Автор статьи: Альсина ГАЗИЗОВА

Сладкий и крупный виноград можно выращивать и в Татарстане

У армии садоводов и огородников горячая пора. Дел сейчас невпроворот. В том числе уже пора подвязывать подросшие томаты, огурцы к опорам… И Леонтию Кирягину необходимо поправить колья да шпалеры, но не у огурцов или фасоли, а у семидесяти кустов вино­града. Он убедился давно: в нашей зоне рискованного земледелия вполне можно радовать себя самостоятельно выращенной экзотикой, в частности, сладким, крупным виноградом.

Более двадцати лет назад Леонтий Иванович укротил южную лиану, а теперь каждый год собирает приличный урожай спелых ягод у себя на участке в казанском микрорайоне Дербышки. А когда-то этого 77-летнего заслуженного учителя физкультуры, пишущего стихи, ничего не связывало ни с виноградарством, ни с садоводством.

Все началось с болезни, от которой он по рекомендациям врачей избавлялся на Кавказе. В перерыве между процедурами ходил на рынок за виноградом – очень уж нравилось ему лакомиться южной ягодой. Будучи человеком общительным, познакомился с виноградарями. Начал ходить на лекции, посвященные целебным свойствам этого растения, ведь витаминов и микроэлементов в нем хоть отбавляй. Стал применять ампелотерапию – лечение свежим виноградом. Леонтий Иванович уверен: сладкая ягода излечила его недуг, но какой именно, не говорит. «Мне помогло, другому может навредить», – объясняет мой собеседник.  

Посещение горного региона подтолкнуло его к занятию виноградарством, полностью посвятить себя которому он смог только на пенсии. А пока Леонтий Кирягин ездил в командировки по всей России, а также в Азербайджан, Болгарию, не упускал возможности встретиться с виноградарями – перенять опыт, купить саженцы. Так постепенно и создавался задел на будущее.

Тогда, в девяностых, Леонтий Иванович посадил первые попавшиеся ему технические сорта. «Тяжело было с посадочным материалом», – вспоминает он. Только в начале нового века виноградарь получил первый урожай уже культурных сортов. В общей сложности он испытал около сотни сортов, и только сорок из них получили «прописку» в его винограднике. Остальные по разным причинам оказались непригодными для нашего климата.

И успокоит, и накормит

В сезон виноградник с обильной листвой, крупными красивыми гроздьями для него – личный кабинет психологической разгрузки. «Снимает любой стресс», – заверяет Леонтий Иванович. Каждый куст не обделен любовью хозяина и отвечает ему взаимностью. «Кажется, когда я прикасаюсь к гроздьям, они целуют мне руки», – признается он. Не зря эта романтическая ягода воспета поэтами – от «Песни песней» царя Соломона до «Виноградной косточки» Окуджавы.

Виноград у нас считается скорее деликатесом, чем обыденным продуктом питания. Виноградарство в Татарстане развивается очень слабо. Мешает устоявшееся мнение, что настоящую лозу в нашем климате вырастить невозможно, хотя это растение все увереннее продвигается на север.

– В садах разительный контраст. Одни садоводы (правда, их пока немного) выращивают килограммовые грозди вкусного столового винограда, ничем не уступающего южным аналогам, другие довольствуются мелкой кислой «изабеллой» (сорт винограда. – Прим. автора), третьи вообще не знают, что у нас можно выращивать эту культуру. Создается впечатление, что садоводы отделены друг от друга высокими заборами, – недоумевает Леонтий Иванович.

Он убежден: если бы люди были более информированы, то виноград в наших садах стал бы традиционной культурой. Недостаток южного тепла можно компенсировать выбором ранних сортов, которые успевают созревать в условиях короткого лета. А посаженный один раз куст будет радовать 20 – 30 лет.

  • В общей сложности Леонтий Кирягин испытал около сотни сортов, и только сорок из них получили «прописку» в его винограднике

Выход к народу

Когда у Леонтия Кирягина уже был свой виноградник и он делился опытом его выращивания на страницах газет, а в режиме видеосвязи общался с сотоварищами из других регионов страны, ему вдруг стало скучно без здешних единомышленников. Первые попытки найти в республике «продвинутых» виноградарей не увенчались успехом.

– Дал объявление в газету, попросил откликнуться тех, кто увлекается выращиванием этой культуры. Мне позвонили три человека. Так я создал клуб «Казанская лоза», при котором открыл «Школу начинающего виноградаря», – рассказывает Леонтий Иванович.

С тех пор прошло пять лет. Теперь на заседаниях клуба в актовом зале Министерства сельского хозяйства и продовольствия трудно найти свободное место. Со всей республики приезжают за советами, саженцами. Кстати, в это министерство его пригласили на работу в качестве консультанта по винограду.

– Назрела необходимость в создании единого виноградного центра Татарстана, – уверен Кирягин.

Первая попытка была предпринята. Руководство Казанского агроуниверситета приняло его предложение объединить практический опыт клуба с потенциалом ученых. В 2009 году совместными усилиями кафедры плодоовощеводства и «Казанской лозы» был заложен небольшой опытный виноградник на территории учебного сада. Так в Татарстане началось научное виноградарство.

– Мы занимаемся селекцией, выводим свои виды. Ведь привозить саженцы с юга нецелесообразно, они нередко заражены болезнями, невысока вероятность их акклиматизации, – поясняет Анна Шаламова, бывшая заведующая кафедрой плодоовощеводства, под чьим началом заложили виноградник и на чьих плечах он остается и поныне.

Позже в рамках этого проекта в здании агрономического факультета была успешно проведена выставка продукции виноградарей, на которой было представлено более полусотни сортов, адаптированных к нашим условиям.

– Ее значение трудно переоценить. Люди не верили своим глазам. Но дегустация окончательно развеяла все сомнения, – с гордостью говорит Леонтий Кирягин.

Виноградники для фермеров: миф или реальность

Сейчас свои наработки «Казанская лоза» предлагает испытывать фермерам на более крупных участках. Дело принимает серьезный оборот. Что касается приусадебного виноградарства, думается, читатель убедился в реальности выращивания на своих участках южной лозы. Но возможно ли это в промышленных масштабах? С этим вопросом я обратилась во Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия имени Якова Потапенко, что в городе Новочеркасске Ростовской области. Ответ заведующего отделом технологии виноделия Тараса Хиабахова был категоричен:

– Основная проблема продвижения винограда на север – не столько зимо­стойкость сортов, сколько короткий период биологического покоя в осенне-зимний период. В этой связи поздние весенние заморозки в мае губят проснувшиеся почки и молодые побеги, поэтому о промышленном виноградарстве в зонах севернее Ростовской области не может быть речи.   

  • Теперь на заседания клуба со всей республики приезжают за советами, саженцами

Однако у Леонтия Кирягина такая идея возникла не на пустом месте. Уникальный оазис виноградарства в десять гектаров создан в поселке Вишенки возле Смоленска, на базе фермерского хозяйства Юрия Чугуева. Там основан селекционный центр северного виноградарства и построен большой питомник. В городе Бийске Алтайского края успешно работает Центр сибирского виноградарства, который постоянно обменивается опытом с зарубежными виноградарями и виноделами. Болея за свою идею, Леонтий Иванович даже обращался к нашим производителям вина с предложением оказать содействие в испытании винных сортов, как на Алтае.

– Мое предложение их не заинтересовало. Видимо, завозить готовое сырье с юга проще, чем вкладывать средства в далекую перспективу, – сетует Леонтий Кирягин.

Но он уверен, что без всякого ущерба для себя эту нишу могут занять фермеры.

– Для производства соков и других продуктов переработки винограда не нужно столь сложного оборудования, как в виноделии. На стадии эксперимента больших затрат не потребуется, – объясняет Леонтий Иванович.

А вот Анна Шаламова с ним не согласна: для фермеров это очень затратно. Саженцы начнут плодоносить только лет через пять, а тем временем каждому из них нужен уход – установка опоры, формирование куста, обработка от вредителей… Есть и еще одна сложность. Виноград нужно обязательно укрывать на зиму, поясняет Александр Зудин из Бугульмы, который может похвастаться 260 кустами 96 сортов. Справедливости ради отметим: есть и морозостойкие сорта, которые выдерживают минусовые температуры под 40 градусов. Однако здесь тоже есть «минус» – у них кислотность выше.

– Но ведь на что-то надеются французы, заложившие в октябре 2009 года на территории корпорации «Алтайспиртпром» промышленную плантацию знаменитого сорта «шардоне», разрешенного для производства шампанского, – не сдается Леонтий Иванович.

Вот и Михаил Столбиков из поселка Монастырщина Смоленской области угощает под Новый год собственным шампанским родных и близких. Они уверены: магазинному напитку далеко до той вкусовой гаммы, которую дает его игристое вино.

К затее выращивать у нас виноград в промышленных масштабах можно относиться по-разному. Но ясно одно: армия любителей велика. Последователи Кирягина живут в Камском Устье, Рыбной Слободе, Бугульме, а также в Апастовском, Алексеевском, Буинском районах. И Леонтий Иванович несмотря ни на что движется к свой мечте – развить виноградарство в селах республики. «Только успеть бы, все-таки возраст уже…» – со смешанным чувством грусти и надежды заключает мой увлеченный собеседник.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще