В семье, где царят любовь и взаимопонимание, вопрос о правах и обязанностях ребенка, скорее всего, не возникнет.
Отношения между подрастающим юным человеком и родителями – сфера, безусловно, очень тонкая. Где, к примеру, та грань, за которой простой родительский подзатыльник «трактуется» уже как нарушение гражданских прав ребенка? И что об этом думают наши собственные сыновья и дочери?
Как рассказала журналистам на пресс-конференции в Госсовете Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина, о фактах нарушения прав и интересов несовершеннолетнего человека ей сообщают не только взрослые, но и сами дети. К примеру, недавний случай – по телефону обратились ученики старших классов. Пожаловались: в школе, на их взгляд, учебный процесс «выстроен» неудобно. Более серьезный момент: в ходе одного судебного слушания несовершеннолетняя участница процесса попросила представителей Уполномоченного по правам ребенка в РТ защитить ее интересы.
«Если непосредственно от ребенка поступает информация о каком-либо случае насилия над ним, я, составляя специальное заключение, которое при необходимости направлю в соответствующие инстанции, тщательно изучаю обстоятельства. И изучаю вдвойне тщательно, когда ребенок жалуется на своих родителей», – говорит Гузель Удачина.
С одной стороны, можно радоваться, что подрастающее поколение, что называется, держит руку на пульсе, интересуется своими правами. С другой стороны, в один голос твердили все участники пресс-конференции, дома и в школе необходимо чаще напоминать тем же подросткам, что у них тоже есть гражданские обязанности. Например, ученик должен соблюдать правила, прописанные в уставе школы.
Пресс-конференция состоялась накануне Международного дня защиты детей, и ее участники – председатель Комитета Госсовета по социальной политике Светлана Захарова, председатель Общественной молодежной палаты, депутат Госсовета Евгений Ефимов и Гузель Удачина – прежде всего обратились к представителям СМИ с просьбой как можно шире информировать своих читателей, зрителей и слушателей о тех законах, которые регулируют в Татарстане сферу детских прав и интересов. Законодательная база, к слову, достаточно весомая: действуют Семейный кодекс РТ, законы об адресной социальной поддержке, об общественных воспитателях несовершеннолетних и другие.
В преддверии летних каникул депутаты просили напомнить об одной из важнейших норм закона – о так называемом «детском комендантском часе».
Закон, в частности, гласит, что с 1 июня по 31 августа включительно несовершеннолетние дети могут находиться в общественных местах без сопровождения взрослых до 23 часов. В учебное время и зимой – до 22 часов.
Светлана Захарова сообщила: депутаты Госсовета сейчас работают по отдельному законопроекту об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для Татарстана такой закон жизненно необходим. Гузель Удачина особо подчеркнула, что в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Татарстане поступает немало жалоб на халатность муниципальных служб в вопросах постановки на учет несовершеннолетних сирот, нуждающихся в жилье. Причем бесполезная переписка по этим фактам между муниципалитетами и представляющими интересы детей руководителями, к примеру, детских домов, бывает, длится годами.
Светлана Захарова также напомнила о недавних изменениях в Семейном кодексе республики. Так, предусмотрен новый порядок индексации алиментов. Ужесточены условия в отношении усыновителей и опекунов.
За последние годы внесено немало изменений по вопросам семьи и детей и в федеральное законодательство: Россия присоединилась к Международной конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, заключила двустороннее соглашение с США о порядке усыновления российских детей, гарантирующее прежде всего их безопасность. Российские законодатели работают над документами, определяющими основы государственной «детской» политики в нашей стране. Ужесточаются меры наказания за насилие над несовершеннолетними.