История о спасении на войне Хасията Закирова из Спасского района передается, словно легенда, из поколения в поколение
Август 1943 года. В разгаре Великая Отечественная. И хотя в войне наступил коренной перелом, на всех фронтах продолжаются тяжелые бои с врагом, льется кровь, гибнут соотечественники… Советские люди героически сражаются за каждую пядь земли, жертвуя собой ради жизни будущих поколений.
Нож в сердце
…На поле среди несжатой пшеницы, которая, назло идущей войне, вымахала в человеческий рост, умирал от потери крови тяжелораненый красноармеец. Он был совсем молодым. Недавно ему исполнилось всего двадцать лет. И воевал он всего три месяца, а тут шальная пуля…
Бои шли тяжелые, позиции переходили из рук в руки. Так получилось, что ранило солдата, когда советские части временно отошли и он оказался на территории противника. Будучи неопытным бойцом, он даже не сумел как следует перевязать рану, из которой хлестала кровь. Она уходила из его тела, а вместе с ней уходила жизнь.
Вокруг него высились колосья пшеницы. Его, паренька из татарского села Ямбухтино, это удивляло. Было очень жарко, ведь бои шли на юге страны, в Ростовской области. Но его знобило, он замерзал – от потери крови. Вскоре он вновь потерял сознание.
Сколько времени пролежал, он не знал. Очнулся от раздававшихся рядом голосов. Речь была ему не знакома. Это шли немецкие солдаты. Они набрели на подававшего признаки жизни красноармейца. Увидев на нем советскую гимнастерку, стали пинать его ногами, обыскали карманы, вытащили документы. Среди бумаг фрицы нашли комсомольский билет, который Хасият Закиров – так звали паренька – всегда носил с собой.
Красная книжица комсомольского билета еще больше раззадорила немецких солдат, и они принялись с остервенением избивать Хасията. Утолив ярость, побрели дальше.
Но один из изуверов вернулся, вытащил походный нож и всадил его прямо в сердце Хасияту.
Настоящее чудо
Хасият от дикой боли сразу потерял сознание и провалился в темноту беспамятства.
Но вскоре он снова пришел в себя. Видно, на роду ему было написано жить, потому что вражеский нож, пройдя через все тело, сердца не задел, а прошел рядом, в миллиметрах от него.
И вновь Хасият услышал голоса. На этот раз то была русская речь. Это пришли наши солдаты, которые теперь наступали и гнали фашистов прочь с родной земли.
Один из красноармейцев наткнулся на лежащего в поле бойца. Склонился над ним и увидел, что тот истекает кровью, но жив. Раненого надо было срочно доставить к врачам!
Парень прошептал Хасияту:
– Я не могу тебя доставить в медсанбат. Но вытащу на дорогу, и тебя подберут наши санитары. Они идут следом. А мне отставать нельзя.
И поволок Хасията на дорогу. Раненый, слушая своего спасителя, заметил, что у парня татарский акцент.
Хасият спросил:
– А ты не татарин?
Тот кивнул.
– А откуда ты родом, мой спаситель? – спросил Хасият уже по-татарски.
– Из Каюков, что в Татарии, в Куйбышевском районе, – был ответ.
– Как тебя зовут?
– Абдулла Вафин.
– Ты мне спас жизнь. Если я останусь в живых и если у меня родится сын, я назову его твоим именем.
В это время на дороге появились санитары. Абдулла из Каюков поднялся, сжал на прощанье Хасияту руку и замахал санитарам, чтобы те быстрее забрали раненого. Сам он побежал дальше – догонять своих товарищей по части. Вдруг он споткнулся и упал. Шальная пуля сразила Абдуллу Вафина из Каюков – спасителя Хасията Закирова.
Какая страшная вещь – война! Сколько людей она погубила! Вот только свела судьба с замечательным парнем, земляком, вот только что он с ним разговаривал, строил планы… И вот Абдуллы уже нет в живых!
Достойный имени
Врачи спасли Хасията. Но ранение оказалось серьезным, и воевать дальше он не мог. После госпиталя его комиссовали и отправили домой.
Вернулся Закиров в родное Ямбухтино. Решил, что раз корни его здесь, на родной земле, никуда он отсюда не уедет. Парнем он был смышленым. Сначала работал бухгалтером, затем – председателем колхоза, а впоследствии – управляющим крупнейшего в республике совхоза «Ямбухтинский».
Женился Хасиятулла Гарифуллович на хорошей девушке, избравшей профессию библиотекаря. И, как условились с Абдуллой из Каюков, первого своего сына назвал его именем.
Теперь живет на свете Абдулла Закиров из Ямбухтино. А всего у Хасиятуллы Закирова пятеро детей – четыре сына и дочь. Все они, а теперь еще внуки и правнуки, знают историю удивительного спасения главы семейства. Имя Абдулла для этой семьи свято. Хасият-ага всегда говорил, чтобы потомки помнили, кому и он, и все они обязаны – ни много ни мало – жизнью.
Старший сын, названный именем спасителя, стал военным летчиком. Затем работал инструктором, учил летному делу. Работал хорошо. Достойно нес имя человека, который спас от смерти его отца.
Военным летчиком стал и другой сын Хасията. Еще один сын – тоже военный, окончил танковое училище, а позднее стал сотрудником органов внутренних дел, дослужился до полковника. Еще один сын – шофер. Дочь – продавец.
Эту удивительную историю о встрече Хасиятуллы из Ямбухтино с Абдуллой из Каюков я услышала от самого Абдуллы Закирова. Сегодня он, уйдя на пенсию, работает в Казани в системе охраны одного из вузов.
Меня потряс этот трогательный рассказ.
Отзовитесь, земляки!
По приезде из Казани я созвонилась с сельским учителем истории из Каюков Айдаром Гаруновичем Казаковым и попросила помочь в розыске сведений об Абдулле Вафине и его родственниках.
К сожалению, информации о семье Вафиных нет. Родных у Абдуллы не осталось, спросить не у кого. А вот данные в Книге Памяти Татарстана на Абдуллу Вафина, 1923 года рождения, все же имеются. Известно даже, где он похоронен – в селе Степное Ростовской области.
Прочитав эти строки, отзовется, быть может, кто-нибудь из знакомых, родственников этого красноармейца, совершившего маленький, но такой значимый подвиг? Пусть люди знают, что Абдулла достойно защищал свою Родину и успел спасти человека, в семье которого теперь живет тот, кто назван его именем.
Вечная память этому солдату и низкий поклон!