У труженика тыла Фасхутдина Шакировича Шакирова гости: сотрудники ОАО «Средневолжский транснефтепродукт», откуда 15 лет назад с большой неохотой провожали ветерана на заслуженный отдых.
Гостям хозяин рад, поджидал их на улице и так легко взошел на пятый этаж – просто не верится, что ему за восемьдесят. А какой стол накрыл собственноручно! Здесь и варенья-соленья из собственного сада-огорода, и салаты, даже водочку для такого случая купил, хотя не помнит, когда сам брал в руки рюмку. Впрочем…
– Вспомнил! Ровно год назад – в День Победы – я, как и полагается, поднял стопку за павших. Победа стоила многих миллионов жизней, а скольких еще война сделала калеками, сиротами… Человечество будет помнить это долго, ни одна страна не хочет воевать, поэтому давайте выпьем за мир, чтобы люди жили счастливо на всей планете. Хватит нам войн! Мой отец – участник трех: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Осенью 1943 года его взяли на строительство окопов, а оттуда на фронт.
Фасхутдину в 1943 году было всего 12 лет – только начальную школу окончил в родном селе Черемышево. Средняя школа в соседней деревне Рыбнослободского района была отдана под госпиталь, поэтому мальчик вместе со сверстниками начал работать.
– Мы работали на токах – хлеб молотили. А зерно отправляли на элеватор в Рыбную Слободу. Делали все, что требовалось, наравне со взрослыми.
Он был старшим из четырех детей Шакировых и практически заменял им отца. Мать в начале войны заболела туберкулезом, болезнь прогрессировала. Поэтому даже еду семье готовил Фасхутдин.
– В 1945 году школа открылась. Эх, какой это был праздник – вернуться к учебе, да еще в отличных новых лаптях, – смеется ветеран.
Но еще большей радостью было возвращение отца.
– Не забыть тот день. В марте 1945 года его ранили. И отец нежданно-негаданно появился на пороге. Мы и рыдали, и прыгали от радости. Сказали, что мама в больнице в Казани. Он нанял на рынке лошадь, привез маму домой. Через две недели она умерла.
Отец взял хозяйство на себя. После того как Фасхутдин окончил школу, на семейном совете решили: ему надо учиться дальше, в Казани.
– В школе я был отличником, – вспоминает Шакиров. – Директор преподавала литературу. Я до сих пор люблю классику. Детективы и прочий мусор не читаю, они ничего не дают. Очень люблю стихи.
И ветеран с чувством декламирует отрывки из «Медного всадника», потом стихи Есенина… Однако, несмотря на любовь к словесности, поступать Фасхутдин решил на физмат пединститута. И ничего из этой затеи не получилось. Трахома, инфекционное заболевание, помешала устроиться в общежитие. И молодой человек в своих шахтерских калошах, перевязанных шнурком, чтобы не спадали с ног, пошел искать свою судьбу. И нашел. Очень понравилось ему здание сельхозинститута.
– На факультете механизации сельского хозяйства мне сказали, что справка о здоровье не нужна. Каждый человек, который окончит этот институт, может подобрать работу по состоянию здоровья, – рассказывает ветеран. – Оказалось, есть договоры с хозяевами квартир, если отопление дровяное – давали дрова. За электроэнергию платили. На третьем курсе я стал отличником, получал повышенную стипендию – 500 рублей. А учителя в сельских школах в то время получали зарплату 375 рублей. Одновременно я начал сотрудничать с молодежными газетами, ходить в литкружки, начал писать рецензии.
Однако словесность опять оказалась на втором плане. Пришло время дипломной работы.
Он писал ее в Ростове-на-Дону, на «Ростсельмаше». Тема: «Безмоторный комбайн «Сталин-6». Шесть – потому что шестиметровый захват у машины был. Руководителем был главный конструктор этого комбайна Александр Гавриленко, лауреат Сталинской премии. Требователен: утром придешь, задание получишь, вечером показываешь результат. Словом, ковал из парня настоящего инженера. Диплом Фасхутдин защитил на «отлично». Пошел работать в МТС Рыбнослободского района. Знал трактора хорошо, поскольку, учась, «на пляже не валялся».
Надо сказать, новый сотрудник МТС оказался не только, как теперь говорят, профи, но и человеком с характером. Вот фрагмент его рассказа:
– В первый день вышел на работу, мне бригадир комсомольско-молодежной бригады свистит, руками машет, а я не обращаю внимания. Он прибежал: «Что не реагируешь?» – «Я на свист не иду, не собака. У меня есть должность – инженер-контролер и фамилия – Шакиров. Так и можно обращаться». – «Подпиши документ, я привез изношенные запчасти, надо новые получить». Я говорю: «Пока не посмотрю, не подпишу». Посмотрел: «Выхлопные клапаны перегоревшие, их получишь, а всасывающие неси токарю».
Бригадир жаловаться пошел к начальнику. Тот вызывает: «Чувствуете себя вправе отказать? Смотрите, это серьезно…» Так и пошла молва, дескать, Шакирова не обманешь, он технику знает. Ему бы других учить.
Хорошие показатели у меня были, но было и такое положение: желающие работать в сфере подготовки кадров должны переходить на преподавательскую работу. Меня направили в Канашское профучилище. Через полгода вернулся в Казань, стал работать в Таткнигоиздате редактором сельскохозяйственной и научно-технической литературы. Заведующий редакцией до меня на свое усмотрение выбирал книги для перевода. А я поехал по районам, общался с людьми, показывал им книги, советовался: вот это планируем переводить, а вы бы чего хотели?..
Хозяин показывает солидную стопку книг, которые переводил и редактировал. Работа ему нравилась, но пришлось уйти, потому что перспективы получить жилье в Таткнигоиздате не было.
– Вернулся к своей специальности, устроился на работу главным механиком треста «Татстрой», – вспоминает Фасхутдин Шакирович. – В тресте взял курс на механизацию: если землю копать, то экскаватором, подъем грузов – только краном. В то время вышла партийно-правительственная директива: всех выпускников сельскохозяйственных вузов направлять в сельское хозяйство. Мне предложили выбрать колхоз. Управляющий трестом мне говорит: «Уходи месяца на три, мы твое место сохраним, не хочу потерять». Но я устроился в объединение «Татнефть» – в тресте нефтегазоразведки проработал четверть века начальником отдела по транспорту.
Когда трест перебазировался в Бугульму, Шакиров туда не поехал.
– Так случилось, что главный инженер средневолжского транснефтепродукта Доброхотов увидел в Москве мою книгу и предложил должность инженера по технике безопасности, – говорит собеседник. – Действительно, в 1988 году я подготовил к печати сборник инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности на объектах средневолжских предприятий магистральных нефтепроводов.
Обязанности Шакирова, понятно, заключались в том, чтобы производственного травматизма не было. Его и не было за все десять лет службы Фасхутдина Шакировича в должности инженера по технике безопасности.
– Чего только не было на трассе, по своей вине люди погибали, но из-за недочетов в организации и условиях труда никто не пострадал. Мы в главке считались лучшими.
До 66 лет работал Шакиров в ОАО «Средневолжский транснефтепродукт». Начальник службы социального развития Эльвира Хайруллина говорит:
– Фасхутдин Шакирович связи с нами не теряет, приходит постоянно. Звонит, с праздниками поздравляет. Или просто спрашивает, как у нас дела, как работа. Чувствуется, что предприятие для него стало родным.
На пенсии ветеран не скучает. Любит читать, у себя в саду выводит новые сорта яблонь и груш. Общение с людьми, похоже, его потребность, исходящая от природной доброжелательности.