Транспортная ламбада

Наконец-то наши чиновники пересели в общественный транспорт. Правда, не в отечественный, а в бразильский и колумбийский.

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

information_items_1347367568

Приживется ли в городах Татарстана латиноамериканская система пассажирских перевозок?

Наконец-то наши чиновники пересели в общественный транспорт. Правда, не в отечественный, а в бразильский и колумбийский. Понравилось. Об этом с прицелом на применение передового латиноамериканского опыта на родине они и рассказали журналистам во вторник на традиционном брифинге в Кабинете Министров.

В дальний путь министр транспорта, первый заместитель руководителя исполкома Казани, главы Набережных Челнов, Альметьевского, Бугульминского, Зеленодольского, Нижнекамского районов и генеральный директор «Метроэлектротранса» направились по поручению Президента – уж больно во всем мире расхваливают местную систему пассажирских перевозок, нужно перенять опыт.

Заместитель министра транспорта Николай Стукалов хоть в Куритибе и Боготе не был, но рассказал, что, к примеру, в крупнейшем городе юга Бразилии общественным транспортом пользуются 75 процентов горожан, средняя скорость перемещения – 30 километров в час (для сравнения: в Казани – 19). И главное – абсолютный приоритет для общественного транспорта.

– Полосы для автобусов обособлены от другого автотранспорта, что дает им возможность осуществлять перевозки в благоприятном для пассажиров режиме. Плюс комфортабельный подвижной состав – низкопольные автобусы особо большого класса, сочлененные, – отметил Николай Стукалов и добавил, что организация и введение у нас подобной системы управления дорожным движением, что сегодня в рамках подготовки к Универсиаде особо актуально, позволит разгрузить и увеличить пропускную способность дорожной сети более чем на 30 процентов.

Мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев, участвовавший в брифинге в режиме видеоконференции, отметил правильно поставленную систему транспортных карт. Причем оплата проезда происходит не при входе в автобус, а при входе на остановочную платформу. Стоимость поездки в Куритибе составляет 46 рублей (при среднем доходе населения в 1 тыс. долларов), в Боготе – 30 рублей. При этом в Бразилии 14 процентов пассажиров составляют льготники, но государство их проезд не дотирует – эти транспортные расходы включены в стоимость билета для остальных горожан. В Колумбии льготников нет в принципе. По мнению Василя Шайхразиева, в целом всю систему применить у нас невозможно, но «отдельные элементы каждый руководитель на территории своего города и района может внедрять уже в этом году».

Почему всю систему транспортных перевозок Куритибы и Боготы невозможно внедрить на наших территориях, подробно объяснил первый заместитель руководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин. Все дело в градостроительной политике – там сначала идет планирование города, государство берет на себя прокладку и строительство магистралей, а для осуществления перевозок привлекается бизнес.

– Самое главное – первоначально была выстроена нормативно-правовая база, вплоть до того, что в Колумбии даже поменяли Конституцию – чтобы создать правила игры для всех участников этого рынка. Правила очень жест-кие, и все, кто хочет участвовать в этом процессе, должны этим правилам следовать, – сообщил он.

Но вопросы, которые решены там, невозможно применить в Казани – к примеру, расширить дороги столицы Татарстана просто нереально. Как нереально отделить полосу для общественного транспорта сплошной перегородкой или отбойниками – не те у нас климатические условия, замучаешься потом чистить дорогу в зимний период.

Электронные карты у нас уже внедрены, но полностью перейти на безналичный расчет тоже вряд ли получится. У нас нет оборудованных остановочных платформ.

Так что же такого уникального есть в бразильской системе, что избавит наши города от пробок? Жесткие штрафы (главное, чтобы их брали с тех, кто думает, что «выделенка» специально для них выдумана). Хотя бы хорошие дороги (в Европе тот асфальт, который у нас укладывают в столице, даже в малых населенных пунктах не кладут). Полностью внедрить пресловутую АСУДД, а не замахиваться на всемирно известную бразильскую инновационную транспортную систему (ИТС) – это же опять немыслимые бюджетные деньги! Складывается впечатление, что, кроме высокой стоимости проезда и штрафов, у нас и применить-то нечего.

Свое мнение на этот счет высказал и глава Нижнекамска Айдар Метшин. Несмотря на заметные преимущества, считает он, перенять опыт латиноамериканских перевозчиков будет сложно. Однако, по мнению нижнекамского мэра, необходимо опыт бразильцев хотя бы частично применить в Нижнекамске при строительстве надземных переходов.

Так стоило ли летать за три моря? Чем не понравился богатый опыт в этом вопросе Турции? Стамбул за организацию движения автопоездов по выделенным полосам вошел в первую пятерку городов, претендовавших на престижную ежегодную награду «За выдающиеся достижения в реорганизации муниципального общественного транспорта» американского Института транспортной политики. Помимо Турции, в числе финалистов были Милан, Пекин, Мехико и Нью-Йорк. Победа досталась американцам, но и стамбульский проект заслужил самые высокие оценки мировых экспертов. В Праге транспортную проблему решили четкой организацией общественного транспорта. Решали в комплексе: дикие штрафы за парковки в неположенном месте, платный въезд в отдельные части города, комфортный и точный транспорт.

А в целом поездка членам делегации очень понравилась – тепло и чисто. И никому в голову не придет нарушать общепринятые правила. Так может, сначала взяться за воспитание водителей?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще