Сегодня на различного рода собраниях, конференциях, парламентских заседаниях нередко идет речь о правах человека. А что это такое – права человека? Знают ли о них люди?
Обсуждение этой темы обычно затрагивает нормы и правила поведения людей, основанные на законах, на требованиях, прописанных в них, на случаях их нарушения. Да, законы, призванные держать государство на правовой основе, граждан – в определенных рамках поведения, конечно же, должны соблюдаться беспрекословно. Но прежде чем требовать соблюдения этих законов, необходимо, чтобы люди знали и понимали их сущность.
Лет сорок-пятьдесят назад, когда мы были молодыми, в деревню к нам, где не было ни дорог, ни электричества, ни, естественно, телевизоров, приезжали из районного центра или Казани лекторы и в холодных клубах доходчиво разъясняли народу новые законы, партийные документы. Для учеников на уроках, для пионеров, комсомольцев на их собраниях, в трудовых коллективах проводили политинформации.
В те годы, естественно, мы и слышать не слышали о проблемах прав человека, да попросту и не знали, что это такое. Но тем не менее волей-неволей сознание наше впитывало наставления родителей и учителей, увещевания дедов, слова тех же лекторов, и мы потихонечку вступали в поле законов, в систему гражданских прав и обязанностей.
Зачем я это говорю? А затем, что большинство людей сегодня не знают толком ни законов, ни прав, ни круга своих обязанностей, очерченных обществом. К сожалению, уроков права в наших школах практически нет, средства массовой информации этой темой в просветительских и воспитательных целях не интересуются. А ведь под лежачий камень вода не течет, и, таким образом, принимаемые законы до народа не доходят.
Но заметим: правовое воспитание – не панацея от всех проблем. Наряду с писаными законами на свете существуют и законы неписаные. И в жизни человек стоит на этих двух китах одновременно. Неписаные законы в отношениях между людьми нередко даже первенствуют.
Все противозаконные явления, вся преступность, аморальность, поразившие наше общество сегодня, идут от воспитания, точнее сказать, от его отсутствия. Не зря же в народе бытует пословица: «Как ведешь себя в гнезде, так поведешь себя и в полете». Еще в продолжение той же темы: «Яблоко от яблони недалеко падает». Народная мудрость говорит о том, что воспитание в семье с давних пор имеет главенствующее значение. А мы вспоминаем о нем лишь изредка, почти не предпринимая никаких государственных мер для восстановления, укрепления института семьи. Зачастую, отрывая женщину от семейного очага, от основной ее обязанности, дарованной природой, – рожать детей, воспитывать их, мы перекладываем на ее плечи мужские обязанности и сами при этом мужские качества теряем. На сессиях Государственного Совета, правительственных заседаниях, на всяческих форумах, проводимых в масштабе страны, ведутся разговоры, как правило, лишь о политике, экономике, производстве. Да, выпускать товары высокого качества и в необходимом количестве – это важно. Но главная задача любого общества – воспитание личности, гражданина. Основным товаром государства, его самой значимой продукцией должен быть человек – человек высокого качества. Иначе теряется смысл жизни, будущее общества.
Как же воспитать такого человека? В последнее время мы часто рассуждаем о том, как призвать к порядку полицейских, чиновников… Это, безусловно, тоже необходимо. Но браться за воспитание человека, уже получившего образование, профессию, сформировавшегося как личность, пытаться изменить его качественно – равно попытке согнуть железнодорожную шпалу в дугу.
Однажды ради интереса я спросил хорошего знакомого – типичного, опытного чиновника. Мне, как писателю, был любопытен образ его мыслей в одной определенной ситуации. Поинтересовался: «Когда твой руководитель дает тебе какое-то поручение, что приходит в голову первым делом?» Ответ меня крайне удивил. «По правде говоря, – сказал он, – первым делом думаю, как избавиться от этого поручения, переадресовать его кому-нибудь. Если не удается уклониться, то прикидываю, как можно выполнить порученную работу с наименьшими усилиями или отписаться гладеньким ответом». «А разве нельзя сразу прикинуть, как лучше выполнить задание?» – спросил я. Он посмотрел на меня недоуменно и ответил: «Во-первых, я простой чиновник, от меня ничего не зависит, брать на себя лишнюю ответственность – себе дороже. Во-вторых, если начну инициативно исполнять порученное, то где гарантия, что за свой ретивый, творческий подход не схлопочу по шапке? Ведь неизвестно, где и на чью «сопредельную территорию» тебя занесет. А если спущу дело на тормозах, то с меня и взятки гладки – никто в ошибках не обвинит».
Не утверждаю, что его высказывание является выражением внутренней сути всех государственных служащих. Среди них немало и честных, беззаветно преданных своему делу людей. Но будем откровенны: хватает у нас и вот таких бездеятельных «премудрых пескарей».
Одной из самых тяжелых болезней современного общества является безразличие к человеческим несчастьям и бедам. А чувство безразличия напрямую связано опять-таки с воспитанием. Семья, школа, другие учебные заведения просто-напросто не уделяют должного внимания формированию «качественного человека». А там, где взращивают исключительно технарей, гуманитариев в собственном соку, не уделяя внимания воспитанию личности, забываются и писаные, и неписаные законы, исчезают критерии морали и нравственности, в результате чего и само общество деградирует.
Еще 150 лет назад великий русский писатель Федор Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Обратите внимание, классик ведь не заявил, что мир спасут хорошие заводы, финансовое благополучие или спортивные достижения. Спасет именно красота. Она у Достоевского имеет глубокий философский смысл, подразумевающий божественную (читай: духовную) красоту, к которой человечество произвольно или непроизвольно стремится.
Сегодня не только Татарстан или Россия, но и весь мир переживает духовный кризис. Однако люди повсеместно бьют тревогу только по поводу кризиса финансового. А ведь пока не преодолеешь духовный упадок, никогда по большому счету не поправишь дела ни на производстве, ни в правоохранительных органах, ни в государственных или местных структурах. Сегодня в повальной депрессии находятся не только перечисленные мной области, но и те, что составляют духовную основу общества, – образование, наука, культура. У нас взяточничество в высших учебных заведениях, поборы в школах, зачеты, экзамены, курсовые за деньги, купля-продажа дипломов – все это давно превратилось в обыденность. И это страшно.
Удручает и тот факт, что люди, дающие детям первые уроки нравственности, определяющие моральные ориентиры будущего гражданина страны, – воспитатели детских садов, а также работники культуры вознаграждаются за свою работу какими-то 6–7 тысячами рублей зарплаты в месяц. Стало быть, в нашем обществе это самые малопочитаемые люди. А мы стараемся разобраться с проблемами нравственности в верхах общества, пытаемся кого-то перевоспитать, переаттестовать, при этом забывая, что корни проблемы спрятаны в далеком детстве. Пожалуй, поговорка «зри в корень» тут как нельзя кстати.
Еще одна весомая причина краха воспитательной политики заключается в отстранении детей, юношей и девушек, да и взрослых людей от своих национальных истоков культуры и педагогики, которые формировались и совершенствовались на протяжении веков. Даже в дни начала Великой Отечественной войны, когда было не до культуры, «вождь всех народов» вынужден был заявить: в тяжелые времена к людям надо обращаться на их родном языке. Во время войны выпускались в свет татарские газеты не только в тылу, но и на фронте, работали тысячи татарских школ и библиотек, началось строительство театра оперы и балета в Казани. Теперь же, в мирное время, вместо того чтобы развивать национальное образование, мы закрываем школы, дающие образование детям на родном языке. Все меньше и меньше внимания обращаем на воспитание в своем национальном русле, хотя прекрасно знаем статистику: преступность среди детей, получивших образование и воспитание в национальных школах, кратно меньше или вовсе отсутствует.
Известно, что человека в человеке воспитывают национальные традиции, литература, искусство, культура в целом. Возникает вопрос: если это так, то почему мы подвергаем национальное образование, литературу, всю духовно ценную культуру необоснованным ограничениям, обрекаем на второсортность, безденежье, нищенское существование? Причина здесь одна: наше общество еще не поднялось на должный уровень цивилизации, который предполагает наряду с научно-техническим прогрессом прогресс и внутреннего мира человека, развитие его гуманитарной и духовной составляющей. И до тех пор, пока мы не поймем этого, не предпримем должных мер, не узаконим духовные ценности и их приоритеты, не примем специальные государственные программы по воспитанию и развитию «качественного человека», так и останемся там, где находимся, – на обочине цивилизации.