Можно ли в девяносто пять чувствовать себя молодыми? Как говаривал знакомый редактор авторитетного столичного издания, газета, как и человек, развивается по одним законам: переживает пору расцвета, зрелости и немощной старости. И ничего, мол, тут не поделаешь.
Если следовать такой логике, наша газета должна была уйти в историю как минимум четырежды. Однако последние годы общий тираж «Республики Татарстан» растет, опровергая академические суждения о естественном старении читательской аудитории. Скажу больше, наша аудитория совсем не производит впечатления немолодой. Письма, которые теперь приходят к нам преимущественно по Интернету, отклики на острые статьи, которые авторы тоже все больше получают по электронной почте, – свидетельство продвинутости нашего читателя и его социальной активности. А вал посланий, которые редакция получает, например, когда объявляет очередной спортивный читательский конкурс, лучше всего доказывает: газету читают уже внуки тех, кто когда-то узнавал с наших страниц о буднях ударных комсомольских строек.
Если добрая старая газета вдруг сбрасывает с себя груз прожитых лет и снова становится способной зажечь своего читателя, заинтересовать и общаться с ним на равных, как с ровесником, значит, она сильно изменилась. Так вот, эликсиром молодости для издания стало то, что, если верить прогнозам, должно было стать его могильщиком, – глобальная Сеть.
Электронная версия «Республики Татарстан», которая задумывалась для тех, кто не привык разворачивать по утрам газетные страницы, и которая, по мнению многих, должна постепенно отбирать у бумажной версии читателя, неожиданным образом стала ее союзником. Сделав ставку на Интернет, печатное издание получило такие возможности, такие каналы общения с читателем, о которых раньше и не мечтало. Сегодня первые отклики на самые злободневные материалы появляются на сайте «РТ» быстрее, чем почтальоны успевают разнести газету подписчикам. Самые «вкусные» читательские комментарии, кстати, нередко серьезно дополняющие журналистские исследования, появляются и в печатной версии.
А сколько поколений журналистов мечтало о том, чтобы оценку их статьям и репортажам ставили не чиновники и не редакторы, а самые взыскательные судьи – читатели! Сегодня эти мечты – вполне себе рядовые будни: поставить оценку материалу на сайте «РТ» может любой желающий.
Кстати, и читателю нет необходимости бежать с письмом к почтовому ящику, а потом томиться в ожидании ответа – самые горячие послания, приходящие в «РТ» по электронной почте, почти сразу отправляются в печать. Рубрика, в которой наши общественные корреспонденты обращают внимание окружающих на безобразия, имеющие место в нашей жизни, так и называется – «Горячая линия». Весьма действенная, между прочим, рубрика.
Получается, что теперь наш читатель – не просто потребитель информационного продукта. Вместе с журналистским коллективом он участвует в создании газеты: придумывает и подсказывает темы, радуется нашим успехам и анализирует неудачи. И даже непосредственно формирует ее содержание.
Вспомните, сколько за последние два года на страницах «РТ» появилось публикаций под рубриками «Миг истории», «Семейная реликвия», «Однажды в Новый год», «А еще был случай…». Все это – рассказы о человеческих судьбах, присланные участниками редакционных конкурсов. Наши конкурсы, в которых каждый раз участвуют сотни человек, – еще одна ниточка, которая связывает редакцию и читательскую аудиторию и питает нас неиссякаемой энергией.
Когда делаешь газету для читателей и вместе с читателями, груз прожитых лет не имеет значения. Даже в сто лет можно чувствовать себя так, словно вам еще тридцать.