Тяжеловесам закручивают гайки

С 15 апреля для большегрузов вводятся ограничения в передвижении по автодорогам Татарстана

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_1347367561

С 15 апреля для большегрузов вводятся ограничения в передвижении по автодорогам Татарстана

«В России на несколько месяцев в году закрывают для грузовых машин автодороги: в снегопад – закрывают, снег начинает таять – закрывают, температура ниже 25-30 градусов – закрывают. Когда же делать бизнес?..» – таким вопросом озадачил генеральный директор Зеленодольского завода имени Серго (POZIS) Радик Хасанов участников прошедшего недавно в Казани первого заседания Координационного совета по промышленности РФ. Президент Рустам Минниханов поддержал руководителя, добавив, что ездить в такие периоды еще и накладно, мол, «бриллианты будешь возить – и то дорого…»

Как известно, передвигаться большегрузам в «запретное» время допускается исключительно на основании специальных разрешений, которые можно получить в соответствующих структурах, предварительно заплатив немалые деньги за причиняемый автодорогам вред. Промышленники на упомянутом заседании предложили обратиться в Минтранс России с просьбой снизить «вредные» расценки. Но если федеральное ведомство не захотело пойти на это, то на татарстанское Министерство транспорта и дорожного хозяйства руководство республики повлиять в состоянии.

С 15 апреля по 14 мая владельцам транспортных средств, осевая нагрузка которых превышает установленные нормативы, за проезд по федеральным трассам нужно будет платить по 5260 рублей за каждые сто километров пути, а по республиканским – нынче в пять раз меньше, по 925 рублей (при нагрузке на одну ось до 10 тонн). Об этом сообщил во вторник на брифинге в Доме Правительства заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Эдуард Данилов. Конечно, перевозчики должны сказать «спасибо» татарстанским властям за такое послабление. Вот только составление и согласование маршрутных листов из-за разницы в тарифах усложнится.

Подобные ограничения для тяжеловесного автотранспорта в нашей стране вводятся с 1961 года. По словам министра, специалистами подсчитано, что в случае их отмены ущерб дорожному покрытию возрастет в пять раз. Путепроводы проектируются под определенную нагрузку на ось автомобиля: дороги первой и второй технических категорий – под 11,5 тонны, третьей и четвертой – 10, пятой – 6 тонн. Но зачастую перегруженные тяжеловесы «нарушают» существующие нормативы. Притом 80 процентов автодорог регионального значения построены еще в шестидесятых-семидесятых годах, в начале восьмидесятых и рассчитаны на осевые нагрузки до шести тонн. И со временем несущая способность автомобильных путепроводов, естественно, снижается.

– В текущем году на ремонт и содержание федеральных дорог, проходящих по территории Татарстана, предусмотрено два миллиарда рублей, региональных – 5,7 миллиарда, – констатировал замглавы Минтранса. – Стоимость же ремонта одного километра трассы первой категории составляет около 32 млн. рублей, четвертой (а к ней относится большая часть нашей региональной сети) – 9 – 11 миллионов. Вот и представьте себе, сколько необходимо средств, чтобы привести дороги в нормативное состояние. С учетом того что с 2011 года разрешенная масса транспортного средства увеличилась до 40 тонн, количество автомобилей, передвигающихся с нарушением правил перевозки груза, достигло 30-35 процентов от общего потока грузового автотранспорта. Вес груза некоторых перевозчиков в полтора-два раза превышает нормы, а осевая нагрузка увеличивается до 15 – 17 тонн. И введение временных ограничений движения – вынужденная мера для сохранения дорожной сети. В соответствии с мониторингом изменения прочностных характеристик дорожного полотна, составленным институтом «Транспроект», максимальное снижение его несущей способности в текущем году приходится на период с 15 апреля по 14 мая.

В общем, бизнесменам дешевле будет отложить исполнение некоторых своих контрактов до второй половины мая. Иначе, к примеру, хозяину 45-тонного «КамАЗа» с тягачом сто километров пути по федеральной трассе обойдется в 197635 рублей, по республиканской – 39680. Спецразрешений не потребуется на передвижение пассажирских автобусов, бензовозов (грузоподъемностью до 16 тонн), автомобилей, затоваренных продуктами первой необходимости, лекарствами, удобрениями, и ряда других транспортных средств. Однако за перегруженные сверх нормы машины все же придется заплатить.

По словам начальника Управления ГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова, водителям большегрузов за отсутствие спецразрешений грозит штраф в 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. В прошлом году было выявлено 307 нарушителей, на спецстоянку отправлено 165 грузовиков (в 2010-м, соответственно, 384 и 113).

– Что мы каждый год оправдываемся по поводу введения таких ограничений! – заявил начальник федерального казенного учреждения «Волго-Вятскуправтодор» Мухаммат Гатиятуллин. – Это делается и в США, Канаде, странах Европы, где требования к тяжеловесному автотранспорту гораздо жестче, чем у нас. К слову, возможно, с 1 января 2013 года бесплатно по российским дорогам будут курсировать только машины с общей массой до 13 тонн, остальные – платно. Сейчас этот вопрос обсуждается в Госдуме. Кроме того, напомню, в прошлом году введено еще одно ограничение на движение тяжеловесов: на период с мая по август – в дни, когда температура поднимается выше 32 градусов, с 10 до 22 часов. Нынче оно также будет действовать.  

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще