«Не будет ничего – останется одно телевидение», – безапелляционно заявлял персонаж одного известного советского фильма, имея в виду, что в будущем исчезнут и книги, и театр, и другие формы искусства, которые уступят место единственной прогрессивной. Сейчас такую точку зрения часто можно слышать в отношении Интернета. Многие предрекают исчезновение существующих сегодня периодических изданий – газет и журналов. И споры на эту тему не утихают.
Действительно, за последние десять лет изрядная часть читательской аудитории переместилась в Интернет, и процесс этот продолжается. Информация в Сети распространяется более оперативно, чем на бумажных носителях, цифровыми ресурсами зачастую удобнее пользоваться. К тому же Интернет универсален – имея под рукой компьютер, можно и послушать музыку, и посмотреть любимый фильм, и переговорить с друзьями, находящимися в любой точке мира, и узнать последние новости…
Симптоматичен тот факт, что в нынешнем году, по прогнозам коммуникационного агентства Саrat, впервые в мировой истории инвестиции в рекламу в Интернете в развитых странах по объемам превысят количество средств, вложенных в продвижение продукции в печатных СМИ. Та же тенденция и в России. Все эти факторы с большой долей вероятности позволяют предположить, что в ближайшие годы в развитых странах, в том числе и у нас, тиражи бумажных периодических изданий будут снижаться (этот процесс мы уже наблюдаем в течение ряда лет), и главным мерилом авторитетности и читаемости того или иного периодического СМИ станет не только и не столько тираж его печатной версии, сколько количество хостов – заходов на сайт данного издания в Интернете. Кстати, судить об успешности издания исключительно по тиражу не только некорректно, но и несправедливо уже сегодня.
Очевидно, что постепенно газеты и журналы с бумаги будут уходить в Сеть. Печатные версии сохранятся, но уже как элитарная, неосновная форма СМИ. (От стационарных телефонов общество тоже пока не отказалось, несмотря на феноменально широкое распространение мобильников). Наиболее «продвинутые» издания в Европе и Америке (The Wall Street Journal, Financial Times, The Times, The Sunday Times) уже перешли на платную подписку на свою электронную версию (печатный экземпляр подписчику также доставляется).
Но некоторые ставят вопрос еще шире: а сохранятся ли газеты и журналы и в электронном виде?
Вот здесь стоит порассуждать. Сегодня Сеть имеет главный масштабный недостаток – туда сваливается вся и всякая информация, в достоверности которой разобраться порой просто невозможно. В погоне за посещаемостью сайтов их владельцы помещают не только броские, уже набившие оскомину заголовки по типу «Вся страна в шоке!» и другие в том же духе, но и идут на размещение обычных сплетен и непроверенных слухов, пользуясь слабой законодательной базой по вопросам, касающимся Интернета.
В такой ситуации у серьезной читательской аудитории появляется сильно выраженный запрос на достоверные, проверенные источники, которые бы отвечали за каждое сказанное ими слово. Такими источниками сегодня будут газеты и журналы, имеющие своего конкретного редактора, определенный, проверенный временем имидж и четкую юридическую ответственность за каждое сказанное слово. Независимо от того, написано оно на бумаге или размещено в Сети.
Привлекает в порталах газет и журналов и относительно грамотный язык, не имеющий ничего общего с интернетовским, как правило, молодежным сленгом, а зачастую и нецензурщиной, на которых часто происходит общение в Сети.
К тому же каждое периодическое издание имеет свою аудиторию, в той или иной степени объединенную по взглядам, идеологии, чувству восприятия действительности, и эта аудитория в своем большинстве не склонна к смене своих предпочтений, а с ними и полюбившихся изданий, что также вселяет уверенность в завтрашний день современной периодики. Трудно представить, что читатель «Коммерсанта» или, например, «Советской России» удовлетворится информацией, поступающей через новостные ленты.
Но главное, что делает периодические издания особенно актуальными, – это их способность не только фиксировать происшедшие события, отмечать какие-то факты и явления, но и размещать аналитические материалы, статьи-рассуждения, давать те или иные мнения по разным вопросам, показывать порой столкновения позиций, чего напрочь лишено большинство обычных новостных информационных ресурсов.
Потребность в аналитике, особенно грамотной и глубокой, в обществе будет существовать всегда, и сайты периодических газет и журналов становятся именно тем местом, где можно эту потребность удовлетворить.
Сегодня очевидно, что современные газеты и журналы, большей частью перейдя в Интернет, будут вынуждены приспосабливаться к новому статусу. Следствием этого будут, по-видимому, и все более увеличивающийся видеоряд, который призван конкурировать с телевидением, и, возможно, специальные странички с материалами-рассказами об интересных людских судьбах, исторических памятниках, жизни в других странах, представителях флоры и фауны – словом, о всем том, о чем никогда не смогут рассказать новостные порталы, имеющие репортеров передающих, но не размышляющих.
Одним словом, вся логика развития периодических средств массовой информации уже сегодня позволяет газетам и журналам с уверенностью сказать главное: поживем еще!