Почему элегантный возраст портит резюме
Говорят, больше безработицы люди боятся только войн и стихийных бедствий. Больнее всего она бьет по молодым и тем, кому за 40. Последние особенно уязвимы.
– Впервые я столкнулась с тем, что меня не хотели рассматривать как кандидата на вакансию, в 40 лет. Узнав по телефону, сколько мне лет, сразу заканчивали разговор. Обидно, – рассказывает моя собеседница Вероника Яманаева из Набережных Челнов. Позиция многих работодателей: таких как Вероника на работу лучше не брать. Возраст. Более того, сегодня в категории «стариков» могут оказаться даже едва перешагнувшие 35-летний рубеж. Парадоксальная ситуация, не правда ли? В зрелом возрасте у человека появляется опыт и квалификация. «Эти люди не бегают за большими зарплатами и знают, чего хотят», – уверена Маргарита Куранова, директор центра занятости Кировского района Казани. К тому же у них есть житейская мудрость, они покладисты и терпеливы. А тут такая неприятность – сложившееся мнение.
С точки зрения психологии нежелание работодателя принимать на работу «возрастного» сотрудника объясняется тем, что человек после 40 лет – либо менее послушен, либо менее активен. А кадровики ссылаются на утрату мобильности и способности обучаться.
Куда податься?
Наилю Биктимирову сократили в предпенсионном возрасте. На нижестоящую должность не согласилась, ушла. Обратилась в центр занятости. Там увидела объявление о курсах подготовки экскурсоводов. Пока набирали группу, получала пособие по безработице – 4900 рублей. А когда началась учеба, эта же сумма стала многообещающе именоваться стипендией.
– Занятия посещала с удовольствием. Преподаватели брали на свои экскурсии, для практики. Спустя три месяца сдала квалификационный экзамен, а позже еще один – чтобы получить аккредитацию в Казанском Кремле, – говорит Наиля Рустамовна.
Теперь она собирается вступить в Гильдию экскурсоводов. Изучает историю Болгара и Свияжска. Хочет проводить выездные экскурсии, тем более что в нескольких казанских турагентствах она уже успела себя неплохо зарекомендовать. Специальность экскурсовода – уже четвертая в ее жизни. Никогда не унывающая 55-летняя Наиля Биктимирова осваивает ее с юным задором.
Учеба не всем на пользу
Но наша героиня, скорее, исключение, чем правило. Те, кто внезапно остался без работы в элегантном возрасте, обычно устраиваются на новое место с большим трудом. В прошлом году профессиональное обучение в республике прошли всего 2,5 тысячи человек. В службах занятости на начало года было зарегистрировано более 15 тысяч безработных в возрасте старше 40 лет. Хотя на деле их намного больше. Остальные не верят в результат?
Переобучение не гарантирует трудоустройство, несмотря на то, что в центрах занятости, перед тем как набрать группу, изучают, какие специальности более всего востребованы на рынке сегодня. Поэтому безработным предлагают освоить специальности электрогазосварщика, лифтера, слесаря. Можно пройти курс обучения индивидуального предпринимателя, изучить логистику или бухгалтерское дело…
Наилю Рустамовну, кстати, приглашают на занятия таких групп, чтобы и она помогла людям поверить в действенность переобучения. Ее пример кого-то наверняка вдохновит. Ведь здесь многое решает даже не качество обучения, а личный настрой человека. В группе Наили Биктимировой, между прочим, обучались 13 человек. А до уровня проведения обзорных экскурсий пожелали дорасти только двое.
Маргарита Куранова уверена: в том, что люди как-то вдруг оказываются не у дел и более не втискиваются в систему трудовых отношений, часто тоже виноваты личностные качества «пострадавших». В ее практике встречалось много случаев, когда 45-летние попадали под сокращение из-за своих амбиций или излишней принципиальности в период обновления коллектива. Они, как правило, любят повторять: «Я все знаю», «Я тут работаю 15 лет» и «Что вы меня учить вздумали».
Таким, наверно, и переобучение не поможет. Им отказывают в трудоустройстве, несмотря на опыт, в том числе на руководящих должностях. Никакие направления из центра занятости не помогают. Не готовы люди в исполнителях ходить и чему-то новому учиться.
Как торгуют вакансиями
Некоторые из тех, кому за 40, предпочитают искать работу самостоятельно. 45-летний Альберт Низамутдинов искал ее больше полугода. Перебивался временными «шабашками». Устал. Потом обратился в кадровое агентство. Там пообещали подобрать хорошее место, но при одном условии – если доверит накопления негосударственному пенсионному фонду. Альберту Анваровичу было уже все равно, лишь бы работа появилась. Но предложенные варианты оказались пустышками.
По такой схеме только в Казани сейчас действуют десятки кадровых агентств. Число клиентов фонда растет, а вот безработных меньше не становится. Как вы, наверное, догадались, за каждый подписанный договор лжеагентства получают от фонда свою долю. Так что на отчаявшихся безработных научились зарабатывать. Возрастные граждане – идеальная жертва. Людям в зрелом возрасте психологически важно чувствовать себя полезными, на этом и играют мошенники.
54-летняя Марина Михайловна (фамилию она называть категорически отказалась) работала главным бухгалтером на предприятии. Его ликвидировали. Три года назад началось хождение по мукам – мучительные поиски работы. Обида была на весь свет. Двадцать лет стажа, пятнадцать человек в подчинении, с ее мнением считались, прибегали за советом – и вдруг стала никому не нужна. Марина Михайловна не могла устроиться даже рядовым бухгалтером. А у нее дочь еще не окончила институт…
– Дала кучу объявлений. Встала на биржу труда. Ходила на бесконечные собеседования, заполнила уйму бестолковых тестов. Все впустую, – негодует Марина Михайловна. – В центре занятости даже курсы по социальной адаптации безработных прошла. Слушала наставления преподавателей, оторванных от реальных жизненных проблем безработных.
Конечно, система, призванная помочь тем, кто потерял работу, далеко не идеальна. Да и переобучение, так рьяно предлагаемое центрами занятости, не всегда помогает. Как ни крути, а это ненормально, когда не в кризисной для экономики ситуации квалифицированный специалист не может трудоустроиться только потому, что перешагнул кем-то придуманную возрастную планку.
В обход закона
– Это довольно унизительно – стоять на бирже труда и подолгу искать работу, – признается Марина Михайловна. Как-то молодой менеджер, проводивший предварительное собеседование, заявил ей: «Что-то вы плохо выглядите и одеты неважно». А когда ее подруге центр занятости дал направление в банк, кадровичка сразу встретила ее резким вопросом: «Вам отказ написать?»
Социологи и юристы бьют тревогу: в нашей стране дискриминация по возрасту приобрела угрожающие масштабы. Впрочем, формально никакой дискриминации нет. Российское трудовое законодательство его не допускает. Поэтому… просьбы Марины Михайловны написать ей официальный отказ с мотивировкой, что главная причина – возраст, работодатели пропускают мимо ушей. Обычно вместо этого появляется расплывчатая формулировка – несоответствие требованиям компании. И жаловаться в инспекцию труда вроде бы не на что. Выходит, заколдованный круг?
Кстати, в США в объявлениях о приеме на работу запрещается указывать предпочитаемый возраст и возрастные ограничения. А работодателю – задавать кандидату вопросы о его возрасте или дате рождения. Там возраст работника – далеко не главный критерий. Впрочем, и законы там пишутся для того, чтобы их соблюдали…