Кому старье, а кому артефакт, или Зачем нужны «гаражные распродажи»

Написав статью «Старые, старые вещи», я разослала ссылку на нее на нашем сайте некоторым родственникам, живущим нынче за границей – пусть, мол, люди поностальгируют… Родственники тут же поспешили поделиться своими соображениями на тему «а как у нас».

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347367559

Написав статью «Старые, старые вещи» («РТ» от 13.01.2012), я разослала ссылку на нее на нашем сайте некоторым родственникам, живущим нынче за границей – пусть, мол, люди поностальгируют… Родственники тут же поспешили поделиться своими соображениями на тему «а как у нас». Их рассказы показались мне любопытными, и я уже целенаправленно расспросила друзей, знакомых и коллег в разных странах о том, как там решается проблема старых или просто ненужных вещей. Оказалось, решается довольно эффективно.

Продать дороже, чем купить

Практически все мои респонденты, в первых, что называется, строках рассказывали о замечательном интернет-аукционе Ebay. В России, кстати, сайт ebay.ru тоже действует, как и ряд других сайтов, где каждый может предлагать на продажу (и, соответственно, искать) самые разные вещи – от одежды до автомобилей. Но сказать, что у наших сограждан такие покупки-продажи популярны, пока нельзя – наша семья как-то разместила на одном из подобных ресурсов несколько объявлений о продаже почти не ношеной одежды, но ни один потенциальный покупатель так и не откликнулся. Между тем коллега, уже несколько лет работающий в Германии, рассказал, что они с женой не выбросили практически ни одной одежки или игрушки, оставшейся от подросших детей – все ушло через Ebay, причем пару раз ношеную детскую одежду продали даже дороже, чем она изначально стоила.

Моя израильская родственница поделилась историей о том, как ей удалось в течение недели распродать через Интернет старые вещи из квартиры престарелых родителей, которых она забрала жить к себе. Уточнила при этом, что в Израиле Интернетом пользуются все, начиная с трехлетних детишек и заканчивая 90-летними старцами. Пожилым нравится искать вещи, которые напоминают им о молодости. Кроме того, предлагаемым на продажу в Сети секонд-хендом не брезгуют как мигранты, только что приехавшие в страну, так и молодежь, отделившаяся от родителей, но еще не готовая платить деньги за новое и дорогое.

Продают через Интернет не только полезные, но и весьма сомнительные для большинства вещи, для кого-то, однако, являющиеся уникальными, артефактами (предметами, обладающими особой ценностью). Так, одноклассник из Лондона рассказал про своего приятеля, успешно сбывающего через Всемирную паутину старые футбольные программки и билеты на давно прошедшие чемпионаты мира.

Кто раньше встал…

В Казани есть так называемый блошиный рынок – неподалеку от автовокзала, о нем мы уже рассказывали. Народ там, в принципе, «тусуется» довольно активно, но сказать, что торговля идет бойко, нельзя. А вот за рубежом, как стало ясно из рассказов моих респондентов, шопинг на таких рынках не менее популярен, чем у нас в крупных торговых центрах.

В Германии, например, это целая индустрия, есть районы, известные на всю страну своими огромными блошиными рынками. Сроки их проведения даже публикуются в печати. «Особенно они популярны в воскресенье, – пишет приятельница из Мюнхена. – По воскресеньям у нас все закрыто, поэтому «блошки» – единственное развлечение с утра и до полудня. Ходят семьями. Действуют по принципу «кто раньше встал, тому и тапки» – в том смысле, что он покупает лучшее. И немцы не ленятся вставать с утра пораньше, чтобы недорого приобрести хорошие вещи».

  • У нас секонд-хенды как-то не прижились, а вот у рачительных европейцев они пользуются популярностью

Колоссальной популярностью пользуются блошиные рынки все в том же Израиле, об этом мне поведал коллега, израильский журналист и писатель Марк Котлярский. «Израильтяне испытывают чуть ли не болезненную тягу к старине, – пишет он. – Это, видимо, какое-то особое свойство национального характера. Очень многие вообще ничего не выбрасывают, хранят всевозможные архивы, и кто знает, какие открытия ждут здесь охотников за сенсациями. Последняя из таких сенсаций – это архив Кафки, который хранила у себя мадам, дожившая до ста с лишним лет, и сообщение о котором стало сенсацией мирового масштаба. Что же до израильских блошиных рынков, то на них продается всякая всячина, начиная, скажем, от поломанной пишущей машинки – и до букинистических книг. Самый известный – это рынок в Яффо, где в выходные дни просто яблоку негде упасть».

В некоторых странах люди организуют свои мини-рынки по продаже старых вещей. В Канаде, например, они называются garage sales – гаражные распродажи. Прямо перед домом семья выставляет все, что ей не нужно, – книги, мебель, велосипеды… «Любимое занятие новых иммигрантов, – пишет мой дальний кузен из Торонто, – все выходные ездить по таким распродажам, где можно очень дешево купить хорошие вещи».

Кстати, из многочисленных американских сериалов все мы знаем, что подобные garage sales активно практикуются и в Штатах. Так называемые чистки чердаков организуются и в Европе – например, в Париже, как рассказал еще один мой заграничный кузен. Там их можно организовать на улице, в залах общественных заведений и на частной территории. Но в одном и том же месте подобное мероприятие может проходить не больше двух раз в год. Перед такой «выставкой-продажей» нужно уведомить мэрию, а если распродажа планируется на улице, то запросить разрешение  и предоставить список продавцов.

Вот если бы и у нас можно было организовывать подобные акции возле жилых домов! Наверное, тогда гораздо больше старых вещей обрело бы вторую жизнь. Может, муниципальным властям подумать над этой новой формой работы? Конечно, на первых порах народ к такому, скорее всего, отнесется настороженно, но потом, глядишь, втянется…

Восток – дело тонкое

На фоне всего рассказанного особняком выглядит ситуация со старыми вещами в Японии. Об этом мне рассказал неоднократный герой наших публикаций, казанский ученый Олег Гусев, вот уже более десяти лет работающий в Стране восходящего солнца.

«В Японии, – пишет Олег, – во-первых, царит культ стерильности, и, во-вторых, весьма ограничено пространство в домах. Большинство японцев живут в тесноте, поэтому любые новые вещи – это всегда проблема. Здесь даже система подарков особая – из поездок принято в подарок привозить еду. И вообще, дарят в основном что-то быстроусвояемое. С другой стороны, японцы – страшные чистюли. У них все запаковано в тридцать три пакетика и обрызгано этанолом. Такой уклад жизни резко ограничивает «дележку» устаревшими вещами.

Приведу пример: сразу после прошлогоднего землетрясения в Фукусиме я работал в сток-центре для беженцев, куда приходила гуманитарная помощь от населения. Очень жестким требованием было, чтобы одежда была новой или с биркой из химчистки. То есть лучше не послать беженцам ничего, чем послать старую или нечищеную одежду. Причем стирка в собственной стиральной машине чисткой не считалась.

Конечно, в Японии, как и везде, существуют магазины «бэушных» товаров. Но скупают там у населения вещи по бросовым ценам и очень ограниченно – хорошо идут только брендовые одежда и сумки. Ну и еще неплохо продаются-покупаются через Интернет автомобили, ноутбуки и телефоны».

Большие проблемы, рассказывает Олег, доставляет хозяевам крупногабаритная техника, например телевизоры. Чтобы просто их выкинуть, нужно заплатить государству около 80 долларов за утилизацию. Что касается иностранцев, которые приезжают в Японию на несколько лет учиться или работать, то им надо иметь в виду, что жилье здесь обычно сдается без мебели, просто пустые стены. Поэтому нужно самим обставляться. Но самое сложное – избавиться потом от этой обстановки, ведь сдавать квартиру обратно нужно пустой. Выход тут один – найти новых заехавших иностранцев и продать за  копейки или просто отдать мебель и технику.

Поделись с другим

И все же вернемся к западному опыту, все-таки по менталитету он нам ближе, чем японский. Наверняка многие из наших читателей периодически либо отдавали старые, но хорошие еще вещи нуждающимся знакомым, либо относили в церковь и разные благотворительные организации. Но все это у нас происходит как-то бессистемно – то ли нашел, кому отдать вещи, то ли нет, да и куда-то носить «хлам» мешками не все захотят, проще выкинуть.

  • Через Интернет люди умудряются продавать не только полезные вещи, но и весьма сомнительные для большинства раритеты

Между тем на Западе такая благотворительность поставлена, что называется, на поток. В том же Мюнхене, скажем, по словам моей подруги, на улицах стоят специальные контейнеры, куда можно сложить одежду и обувь. Контейнеры эти открываются только на «прием», то есть достать из них ничего нельзя. Все вещи потом пойдут исключительно нуждающимся, в том числе в слаборазвитые страны. А вот в многочисленных благотворительных магазинах, где принимают все, от мебели до булавок, постоянно толпятся местные покупатели. «Ты даже не представляешь, ЧТО туда несут! – пишет подруга. – И ведь все распродается!»

Многие модники сдают в такие магазины вещи прошлого сезона, так что за копейки можно вполне стильно одеться. И если у нас секонд-хенды как-то не прижились, то за рубежом такой возможностью охотно пользуются. И не только немцы. Магазины, куда можно сдать старые вещи, процветают в Канаде, а лондонский одноклассник рассказал, что у них сетью благотворительных магазинов опутан весь город. Но этим англичане не ограничиваются – многие компании присылают в квартиры и дома письма, внутри конвертов – большие пластиковые мешки, куда можно положить старые вещи и книги, выставить их рядом с домом. Раз в неделю эти мешки забирает специальная машина.

В общем, как видим, благополучный в нашем понимании западный житель не привык разбрасываться вещами, будь они хоть какие старые и ему не нужные. Может, потому они и живут в массе своей лучше нас, что знают всему цену, умеют экономить и бережно относятся к вещам?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще