К-19: полвека спустя

Эта встреча состоялась в Нижнекамском городском музее. Для доверительного разговора с молодежью сюда пришел капитан третьего ранга Александр Шашабрин – один из немногих оставшихся в живых членов экипажа подлодки К-19.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

Эта встреча состоялась в Нижнекамском городском музее. Для доверительного разговора с молодежью сюда пришел капитан третьего ранга Александр Шашабрин – один из немногих оставшихся в живых членов экипажа подлодки К-19.

В 1961 году старшине Шашабрину было всего 23 года, когда на подлодке случилась страшная авария, поставившая мир на край ядерной пропасти. Много лет спустя в Голливуде режиссер Кэтрин Бигелоу сняла свой знаменитый фильм, взяв за основу реальные события. Александр Шашабрин и сегодня не может смотреть эту картину без волнения, хотя и отмечает: тут – правда, тут – чистой воды вымысел, а этого просто не могло быть, потому что… да потому что не могло быть никогда!

Но не только про правду и вымысел в голливудском блокбастере шла речь на встрече со студентами. Говорили прежде всего о долге и мужестве.

…Система охлаждения на подлодке отказала почти в самом конце многодневного похода, когда К-19, возвращавшаяся от берегов Америки, уже входила в воды Норвежского моря. Температура в ядерном реакторе стала повышаться с пугающей скоростью. Это было чревато мощнейшим взрывом. А на лодке находились еще шестнадцать торпед и три баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Но эта чудовищная катастрофа, случись она, была бы только частью беды: американцы, приняв взрыв на подводной лодке за ядерную атаку, не промедлили бы с ответным ударом. США обладали ядерным запасом, способным уничтожить мир 10 раз. На самом же деле ни второй, ни десятый ядерный удар не имели ровным счетом никакого смысла, потому что мир погиб бы уже после первого.

Выход был один: пожертвовав жизнями моряков, создать систему аварийного охлаждения. Для этого в эпицентр аварии отправились восемь добровольцев.

Александр Васильевич Шашабрин тогда находился от очага аварии на расстоянии одного отсека, но доза облучения и ему досталась многократно превышающая все допустимые нормы. А события того дня он помнит до мельчайших подробностей.

Ситуация осложнялась тем, что вышла из строя антенна и у подводников не было возможности даже доложить о случившемся. Значит, не было шанса и рассчитывать на помощь.

Спасение пришло совсем не так, как рассказывает киноверсия: переданный в конце концов открытым текстом согнал SOS приняли наши дизельные лодки. Они-то и подошли к месту аварии, сообщив на базу о случившемся на К-19.

Старшина Шашабрин ушел с лодки предпоследним. После него К-19 покинул капитан Николай Затеев.

Потом были долгие месяцы лечения, операции по пересадке костного мозга, томительная реабилитация. Орден Мужества бывшему старшине был вручен только в 1997 году.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще