«В магазине бытовой техники я приобрел стиральную машину. Там мне сообщили, что подключить ее должна определенная компания за 2000 рублей. Не желая платить столько за услугу, которую можно получить за 500 рублей, я обратился в другую компанию. Но мне отказали, сославшись на то, что это вправе сделать только компания, у которой договор с магазином. Насколько правомерны действия сотрудников магазина, навязывающих мне посредника, и фирмы, отказывающейся подключить «чужую» стиральную машину?
Андрей К., Альметьевск
Ситуацию комментирует заместитель начальника казанского территориального органа Госалкогольинспекции Дина Майлова:
– Требование магазина об обязательном подключении стиральной машины специалистами конкретной фирмы неправомерно. Однако если в период гарантийного срока эксплуатации обнаружатся дефекты, авторизованный сервисный центр может отказать в бесплатном ремонте. Дежурная отговорка: дефекты приобретены во время установки стиральной машины.
Чтобы такого не случилось, факт проведения работ по подключению техники специалистами «чужой» фирмы следует оформить документально. В договоре должны быть указаны следующие сведения: название и адрес организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); вид, цена, точное наименование услуги; описание и цена вещи; отметка об оплате стоимости работ; дата приема и исполнения заказа; гарантийные сроки, должность и подпись лица, принявшего заказ; подпись потребителя. Договор о выполнении работы может оформляться также путем выдачи кассового чека. В этом случае, если недостатки в стиральной машине действительно возникли по вине сторонних установщиков, с них можно будет потребовать плату за ремонт.
Кстати, если организация или ИП официально оказывают услугу по подключению стиральных машин, то отказ потребителю по указанной в вопросе читателя причине неправомерен. В ст. 426 Гражданского кодекса РФ установлено, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается. Иными словами – вот фирма со свободным доступом, вот перечень оказываемых услуг, вот исполнитель, а вот я – потребитель с достаточными для приобретения предложенной услуги деньгами, и отказать мне в заказе исполнитель не вправе.
Другое дело, если покупатель получил полную информацию об ограничениях при заказе услуги, устанавливать которые фирма вправе самостоятельно. Возможно, между фирмами, действительно, имеется разграничение полномочий, оформленное договором.