Сидели-сиживали некогда все взрослые на златом крыльце детства. Дивная пора, у которой нет ни прошлого, ни будущего, зато настоящее в ее полном распоряжении, но осталась она только в памяти…
Однако и память наша может уйти вместе с нами, и не будут потомки знать, как азартно играли мы в лапту, чоки-чоки, в ножички или вышибалы, в городки… Не будут знать, как выглядели бабки, биты или коломки – для игры в мазло. А был бы у нас музей детства, на все это можно было бы посмотреть, руками потрогать, а то и поиграть… Ведь музеи детства особенные – концепция их такова, что на экспонаты можно не только глазами смотреть.
Есть музеи Детства в Оттаве и Риме, Детский музей в Чикаго, музей для детей в Берлине, музей игрушек в Праге…
Главный редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова задумалась: почему, например, в Стокгольме такой музей – Юнибакен – есть, а в Казани нет?
Еще четыре года назад она обратилась к читателям с призывом заложить первый кирпич в фундамент будущего музея в Казани – прислать воспоминания об играх и игрушках их детства.
И что бы вы думали?
Представители разных поколений татарстанцев написали целый сборник ярких, бесценных воспоминаний на заданную тему! Называется он «Музей детства в Казани. Истории об играх и игрушках в Татарстане», издан тиражом две тысячи экземпляров в Таткнигоиздате при поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.
С интересом разглядывая книгу, ищу игрушки, которые собственными руками делали нам взрослые в 50-х годах прошлого века. Например, наш советский клоун-кувырок Барбеляк: какая-то гениально простая система соединения деревянных палочек с отверстиями для резинок обеспечивала движение конструкции, похожей на человечка, даже по вертикальной стене! Кто теперь умеет сделать Барбеляка? Хотя многие, наверное, помнят: накрутил резиночки – и кувыркается, а после ковыляет Барбеляк, как живой, пока «завод» не кончится…
Барбеляка в сборнике я не нашла, зато сколько воспоминаний нахлынуло от прочтения только названий добрых старых игр и игрушек, начиная с тряпичной куклы… Нет, на Барби она не походила! Любили мы ее совсем не за красоту. И ведь правы были: с лица не воду пить, гласила народная мудрость. Барби можно поклоняться, ей можно завидовать – соответственно, воспитывая в себе такие чувства. А тряпичную куклу можно только любить и жалеть – тем сильней, чем она неказистей.
Презентация книги состоялась в конце декабря в Национальном музее РТ. Она сопровождалась мини-выставкой из фондов Национального музея «Игры и игрушки далекого детства» – экспозиция была действительно небольшой, но насколько это интересно: рассматривать игрушки, каких уже не купишь в магазине! Народные и городские игрушки с девятнадцатого века до конца советской эпохи. Как вдохновенны были детские лица при изготовлении под руководством опытных мастеров кукол-оберегов, лошадок из лыка, оловянных солдатиков и других игрушек. Определенно, детские подвижные игры бабушек и дедушек тоже заинтересовали бы современную детвору, приученную с малолетства просиживать у компьютеров.
– Эта книга историй об играх и игрушках родилась из мечты о музее? – спрашиваю Венеру Якупову.
– Да, я в большом восхищении от музея Юнибакен в Стокгольме, который создан по произведениям шведских писателей, в основном, писательницы Астрид Линдгрен. Там я увидела, каким может быть неклассический музей, где можно все трогать руками. Здесь можно весело провести время всей семьей. Люди, пришедшие туда однажды, возвращаются – у музея около четырехсот тысяч посетителей в год. Он пользуется колоссальной популярностью не только у шведов – туристы очень любят посещать его. Детям разрешается все! Они надевают одежды сказочных героев, лазают по экспозициям. У них есть возможность «покататься» на лошади Пеппи Длинныйчулок, похозяйничать в комнатах Карлсона, Малыша, на вилле Пеппи… Ни один день в Юнибакене не похож на другой. Здесь всегда готовы новые сюрпризы – то ли это театрализованное представление, то ли занятия для умелых ручек, то ли детский театр. У нас нет таких музеев, у нас все за стеклом, за ленточками… А очень бы хотелось!
– Как вы считаете, от мечты до реальности какое время пройдет?
– Если найдутся инвесторы и будет добрая воля властей, то такой интерактивный музей быстро окупит себя. Например, годовой оборот Юнибакена – 64 млн. шведских крон. Накануне Универсиады нам хорошо бы создать достопримечательности, которые привлекут внимание как татарстанцев, так и туристов со всего мира.
Да, действительно, хотелось бы, чтобы в обществе приняли чудесную идею Венеры Якуповой. Ведь наши игрушки и игры – до той поры пока не накрыла нас цивилизация – были уникальны!
Думается, больше, чем любой другой предмет материальной культуры, игрушки отражают свое время, имеют неповторимое лицо, стиль. А об играх и говорить нечего. Все начиналось со златого крыльца, на котором сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Тут палец ведущего указывал на тебя и:
– Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!
Одни слова чего стоят! А чего стоит то волнение, когда выбираешь, кем же тебе быть, и невольно задумываешься, а кто ты вообще есть в этом мире?
Да… Это вам не в бессмысленного телепузика и в прочих заморских уродцев превращаться у телевизора.