Каждое утро у нас с коллегами (у которых нет личных автомобилей) начинается с рассказа о том, кто как добирался на работу. Историй разных много, но ключевой во всех обычно бывает фраза «Ой, это просто ужас какой-то!» Сейчас, когда в Казани на самых разных уровнях много говорят о том, как решить проблему с пробками, и ругают автомобилистов, которые паркуются в неположенных местах и вообще заполонили всю Казань, как-то замалчивается тот факт, что в городе очень плохо с общественным транспортом.
Между тем первый раз я услышала от друзей-автомобилистов о том, что в Казани резко выросло число машин на дорогах, летом 2007-го, после введения новой транспортной схемы. Тогда, напомню, из города исчезли многочисленные газельки и пазики, а вместо них появились красные автобусы – «очень удобные», как нам тогда обещали городские власти. Одновременно тогда же сократили общее число машин и упразднили часть маршрутов.
Пазики и газельки, конечно, были сильно далеки от идеала. Но их, по крайней мере, было много, а маршрутная сеть была настолько разнообразна, что можно было без проблем добраться из одного места в другое без пересадок и крюков, при этом простояв на остановке не больше 5 минут. С появлением новой схемы гражданам пришлось вспоминать, что такое 15-20 минут ожидания транспорта, а также привыкать к тому, что напрямую в нужное место теперь не попасть – автобус сначала сделает два-три «заезда» в соседние микрорайоны. А в некоторые места и вообще не доехать без пересадки. Кстати, в 2007-м обещали, что с пересадками ездить будет недорого, потому что совсем скоро введут дифференцированную плату за проезд, и, проехав две остановки, ты заплатишь в разы меньше, чем если «пилишь» по всему маршруту. Но эта благая идея нынче, конечно, благополучно забыта. Зато за прошедшие годы по-тихому исчезло еще несколько автобусных маршрутов. А на некоторых из оставшихся автобусы ходят уже не с интервалом в 15-20 минут, а один раз в час. В общем, неудивительно, что народ у нас начал активно пересаживаться на автомобили.
И, честно говоря, я прекрасно понимаю автомобилистов. Лучше два пробочных часа просидеть в салоне личного «железного коня», в комфорте и тепле, с приятной тебе, а не водителю автобуса, музыкой, чем, например, стоять на задней площадке красного нефазовского автобуса – в самом центре, куда не доходит дуновение воздуха из приоткрытых окон, а народу набито столько, что в какой-то момент понимаешь: если тебе сейчас здесь станет плохо, ты даже не упадешь, и никто не заметит твоей негероической гибели, пока пассажиры не начнут где-нибудь массово выходить. Если бы кто-то из начальственных чинов проехался в нашем автобусе в час «пик», он бы понял, о чем я. Но они, конечно, на такой эксперимент не пойдут – не царское это дело. А я ведь еще не рассказала о невнятных водителях, говорящих исключительно матом и искренне не видящих разницы между пассажирами и дровами, о хамах-кондукторах, о раздолбанных салонах и окнах, наглухо задраенных летом и не закрывающихся зимой.
А теперь представьте, что запретят въезд в центр города личных автомобилей. И все автовладельцы вынуждены будут пересесть на общественный транспорт. Вот это будет коллапс так коллапс! Только уже не транспортный, а медицинский – ездить в автобусах станет просто опасно для жизни…
Знакомый, давно работающий в Японии, рассказал, что в тридцатимиллионном Токио народ на машинах по городу практически не ездит – в частности, потому, что там очень дорогие парковки. Зато весь город опоясан линиями метро и наземных электричек. Поезда ездят каждые 40-60 секунд, проездные недороги, поэтому передвигаться таким способом по городу реально быстрее и дешевле. В Казани на сегодня метро – тоже самый реальный вид транспорта – вместительный, быстрый и не очень дорогой. Но, увы, он охватывает пока лишь малую часть города. И расширяется очень медленно. Понятно, что это дорого. Но пока у нас общественный транспорт не станет действительно доступным, удобным и быстрым, наивно полагать, что народ добровольного откажется от личного транспорта в пользу общественного. Скорее, наоборот. Вот и еще одна моя коллега, в очередной проехав в казанском автобусе в час «пик», твердо заявила, что будет покупать машину…