В Ивье на протяжении веков соседствуют православные, иудеи, католики и мусульмане
В маленькой Беларуси сегодня проживают представители около ста национальностей. Татары – не исключение. В здешних краях они появились еще шесть веков назад. Как живется татарам в Беларуси? Чтобы узнать это, мы отправились в город Ивье.
Городок Ивье на северо-западе Беларуси, который местные то ли в шутку, то ли всерьез называют вторым Иерусалимом. На протяжении веков здесь соседствуют православные, иудеи, католики и мусульмане. Население чуть более восьми тысяч жителей, но есть и церковь, и костел, и мечеть. Здесь настолько переплелись и людские судьбы, и культуры, что городские власти решили установить даже единый знак-памятник для всех конфессий.
Мечеть действует в Ивье с 1882 года. Честно говоря, разыскали мы ее не сразу. Она расположена в центральной части города, среди тесной усадебной застройки. Скромное деревянное строение… Но чувствовалось, что место это намоленное. Говорят, в пятницу на молитву в мечети собирается около 200 человек. А всего в Ивье проживает примерно 300 татарских семей, и еще несколько тысяч татар – в окрестных деревнях.
В тот день в мечети службы не было. Поговорили мы с местной жительницей Анной Давыдовной Шабанович. У многих местных мусульман имена и фамилии уже не татарские. Родители Анны Давыдовны по фамилии были Сулеймановы. Маму звали Рузалия.
Для ивьевских татар, здешние места давно стали родными. Из их числа вышло немало инженеров, ученых, учителей, юристов, медиков. Но в основном работают они в сельском хозяйстве. Их в Беларуси уважительно называют трудягами. Выращивают на приусадебных участках фрукты и овощи. Дома их украшены оригинальными орнаментами и выкрашены в яркие веселые краски. Чем-то они напоминают дома в татарских деревнях Балтасинского и Арского районов. У многих во дворах и палисадниках стоят различные скульптуры и поделки. Особенно понравилось жилище племянника местного муллы: весь дом разукрашен фигурками голубей и лебедей, в огороде вперемешку с живыми цветами – кованные из тонкой стали розы и подсолнухи. А пчелиный улей – настоящее произведение местного народного творчества. Изготовлен из цельного куска дерева с дуплом, крыша – из камыша.
Каким же образом попали татары в Ивье и вообще в Беларусь? Впервые исследованием этого вопроса занялся известный ученый, знаток белорусской истории, культуры и этнографии Евфимий Карский. В книге «Труды по белорусскому языку и другим славянским языкам» он пишет: «Татаро-магометане живут в Белоруссии отдельными островками в Вильно, Минске, других городах и местечках. Они появились тут уже в начале 14 века, частично добровольно, частично состояли из пленных крымских и иных татар. Поселившись в Великом княжестве Литовском, они быстро обелорусились, так как многие женились на белорусках. Через некоторое время стали забывать свой язык. В результате чего им приходилось переводить свои богослужебные книги на белорусский язык, сохраняя, однако, арабское письмо».
Выводы Карского подтверждают и современные историки. Ныне общепризнано, что уже в правление великого князя Гедимина, в конце 13 – начале 14 века, татары, считавшиеся отличными конными воинами, появились в войске Белорусско-Литовской державы. Оставаясь после многочисленных сражений служить великим князьям литовским, татары получали от них в собственность земли, женились, занимались хозяйственной деятельностью и постепенно ассимилировались с местным населением. А при князе Витовте (конец 14 – начало 15 века) татары заняли свое почетное место в белорусской истории. Они принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев и, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.
На протяжении всего 15 века на белорусские земли шли переселенцы-татары из различных уголков России и Причерноморья. Короли польские и великие князья литовские увеличивали татарские поселения, даруя им все новые земли. При Сигизмунде Августе татары получают привилегии на шляхетство (дворянство), делается перепись всего татарского населения княжества, а также даются разрешения на браки с христианским населением. Получая шляхетство, татары принимали белорусские имена и фамилии, служили при королевском дворе.
Наследники ханов, начальники войск постепенно превращались в местных феодалов. Иные переселенцы становились простыми земледельцами, занимались огородничеством, пополняли ряды ремесленников и торговцев. Чаще всего в качестве своего ремесла они выбирали выделку кож, медный и извозный промысел. Селились, как правило, компактно, создавая в городах и местечках свои слободы и предместья.
Так же было и в Ивье. Предков здешних татар поселил здесь в конце 14 века, после похода на Азов, великий князь Витовт, которого ивьевские татары до сих пор именуют в своих молитвах «Витовтом сильным». Что касается местной мечети, то она была построена для татар в 1882 году графиней Эльвирой Замайской, в честь которой внутри мечети установлена мраморная доска. Ивьевская мечеть известна и за пределами Белоруссии. Ее посещали и посещают гости из многих стран, о чем свидетельствуют многочисленные восточные ковры и подарки.
До войны в Беларуси было более 30 мечетей, после осталась одна – в Ивье. Но сегодня мечети в этой стране снова строят, их здесь уже 11. Достраивается каменная мечеть в Минске, она обещает стать одной из самых величественных на постсоветском пространстве.
Покидая Ивье, мы пожелали местным татарам и дальше жить в мире и согласии с представителями других вероисповеданий, с которыми они всегда вместе защищали Родину.