Наши предки под глаголом «стыдить» понимали не что иное, как попытку достучаться до заблудшей души человека, воззвать к его совести, помочь уйти от гордыни, ужаснуться дьяволу в себе и, собрав силы, встать на путь истинный. Издревле о людях жестоких, порочных, не желающих исправляться, говорят, что они «без стыда и совести». Но даже далеко не у самого плохого человека в пассиве, скорее всего, есть поступок, которого он стыдится. Мы спросили наших читателей: а у вас в жизни было такое?
Артем Самойленко, программист, Набережные Челны:
– Этот случай связан с непростым периодом моей жизни – произошел болезненный разрыв с моей тогдашней девушкой, и мне было необходимо избавиться от всего, что нас с ней связывало. Я выбросил все такие вещи, но осталась собака – полуторагодовалый спаниель, веселый, безумно преданный пес. Мы его выбирали вместе, воспитывали вместе. И вот я взял его, отвез к какому-то кафе подальше от дома, привязал и оставил. Через два часа я не выдержал и вернулся за ним – к счастью, он оказался на месте. Он так прыгал, увидев меня, что чуть поводок не оборвал. И хотя все хорошо закончилось, мне до сих пор стыдно, что я мог так вот предать друга.
Виктор Клыков, пенсионер, Новошешминский район:
– Бывает стыдно за отдельно взятый проступок. Меня же не покидает душевная боль за серьезные проступки по отношению к близким людям, за то, что в молодые годы не принимал должного участия в воспитании детей, с которыми сейчас нет глубокого взаимопонимания. Только в пожилом возрасте приходит запоздалое осознание того, что все мы не вечны и что дарить родным радость, душевное тепло нужно в свое время.
Михаил Звонарев, предприниматель, Чистополь:
– Бывают неосознанные поступки, ошибки, которые приносят переживания и иногда горе близким и дорогим людям. Такой ошибкой стала для меня первая женитьба, к которой подошел не подготовленным ни морально, ни материально. Горько и больно признаться, что в молодости нанес глубокую душевную рану любимой женщине и себе.
Рашид Ахтямов, строитель, студент, Нижнекамск:
– Наверное, я еще не достиг того возраста, когда нужно оглянуться и спросить, все ли я делал правильно. Я пока не могу вспомнить поступка, которого бы мне пришлось стыдиться. Но это, скорее всего, потому, что я серьезно продумываю каждый свой шаг.
Ирина Павлова, администратор, Казань:
– Я до сих пор мучаюсь от стыда, вспоминая, как обидела однажды свою родную бабушку. Тогда, в середине 80-х годов, она уже была старенькая, жила одна в деревянном многоквартирном доме на окраине Москвы. Там у каждого жильца был свой садовый участок. Мой приезд совпал с небывалым урожаем слив. Бабушка со слезами умоляла – возьми хоть корзиночку с собой в Казань, пропадает ведь ягода. А я довольно грубо ей ответила, мол, ну и пусть пропадает. Бабушки давно нет, а я до сих пор себе не могу простить, что тогда оказалась такой бездушной.
Геннадий АБРАМОВ, Ирина МУШКИНА, Марина СЕЛЬСКОВА, «РТ».