Периодика: трудный путь к читателю

От всей души соболезную казанцам, которые в поисках своих подписных изданий и ожидаемых почтовых посланий вынуждены буквально выковыривать их из забитого бумажным спамом – прежде всего бесплатными рекламными газетами – почтового ящика.

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

От всей души соболезную казанцам, которые в поисках своих подписных изданий и ожидаемых почтовых посланий вынуждены буквально выковыривать их из забитого бумажным спамом – прежде всего бесплатными рекламными газетами – почтового ящика.

Желания тащить в квартиру весь этот хлам нет, и он благополучно оказывается на подоконнике или полу подъезда. А в руках остается  чудо лохматое – истерзанный конверт с давно ожидаемым письмом и мятая-перемятая любимая, по подписке, газета…

В поисках истины

В Казани, в Союзе журналистов РТ,  за «круглым столом» для обсуждения темы «Современная периодика: путь к читателю» собралась представительная аудитория заинтересованных в решении упомянутой выше проблемы лиц, кроме, как можно  догадаться, проигнорировавших встречу представителей тех самых печатных рекламных изданий. Модератор «круглого стола», главный редактор газеты «Казанские ведомости», заместитель председателя Союза журналистов РТ Венера Якупова озвучила мнение медиа-экспертов: телевидение и Интернет в обозримом будущем не смогут радикально снизить общественную роль печатных периодических изданий. Если Интернет хорош свежими новостями, то газета – аналитикой и комментариями, эксклюзивными материалами, особенно газета региональная, районная или городская. Продвинутый читатель воспользуется всеми источниками информации, «старорежимный» – привычной и доступной. И на одной полке с виниловой пластинкой в качестве раритета газета окажется ой как не скоро. Остро волнует другое: тяжелейшее положение в отрасли распространения печатной периодики.

Главный редактор газеты «Республика Татарстан», заместитель председателя СЖ РТ Александр Латышев детально остановился на экономической составляющей тех задач, которые приходится решать издателям. В борьбе с электронными СМИ за повышение тиража газеты одним из магистральных направлений он назвал розничную продажу. «Редакция вплотную занялась этой проблемой три года назад. Удивились, как легко оказалось буквально за год нарастить розницу почти в шесть раз. Газета стала распространяться в специализированных торговых точках, в самолетах, междугородних автобусах, в гостиницах, супермаркетах, на АЗС, в офисах крупных предприятий». Но это, по словам Александра Латышева, «выливается в немалые финансовые затраты. Приходится экономить буквально на всем, чтобы эту розницу сохранить». Дальнейший ее рост экономически невыгоден. Есть взаимопонимание в этом отношении с  авиаперевозчиками, которые берут «Республику Татарстан» на реализацию в самолетах, и Казанским ПАТП №1. А вот с железнодорожниками – беда. Чтобы распространять газету среди пассажиров, надо получить разрешение в Нижнем Новгороде, а нижегородцы посылают в Москву, аж к президенту ОАО «Российские железные  дороги». А до него попробуй доберись.

Еще более неожиданный ответ пришел из международного аэропорта «Казань»: за распространение на его территории газеты необходимо ежемесячно платить по 25 тысяч рублей.

Кто в доме хозяин?

А все  потому, что некая новосибирская фирма «Скай Пресс» получила эксклюзивные права на то, чтобы за такую цену  «пускать» периодические печатные издания, в том числе издающиеся в Татарстане, на территорию аэропорта. Какое отношение новосибирская фирма имеет к аэропорту «Казань» – загадка.

Дорогой мой «фактор присутствия»

Что касается рынка традиционного распространения печатной периодики через газетные киоски, то в Казани он представлен тремя крупными игроками. Но оплата услуг этих распространителей по силам лишь коммерческим изданиям, но не госучреждению, в уставе которого записано, что редакция  не преследует в качестве цели извлечение прибыли от своей основной деятельности. Между тем за вхождение в так называемый фактор присутствия розничные сети запрашивают свыше 50 тысяч рублей. А если в течение одного-трех месяцев выяснится, что издание не пользуется спросом у читателей, то распространитель вправе отказаться от дальнейшего сотрудничества с редакцией.

Конкретную и немалую цену имеют многие другие услуги распространителей печатной периодики. В этих условиях редакции газеты «Республика Татарстан» как госучреждению крайне сложно конкурировать на медиарынке с коммерческими изданиями, так называемой желтой прессой.

Такие навязчивые бесплатные услуги

Свое видение пути к читателю участникам «круглого стола» изложил главный редактор газеты «Время и деньги» Юрий Алаев. Он сделал акцент на фактах нарушения закона о защите прав потребителя: «Навязывание услуги в виде забрасывания бесплатных рекламных газет в почтовые ящики, последующее захламление ими подъездов, неизбежная пожароопасная ситуация, испорченная личная корреспонденция – разве это не повод для обращения жильцов этих домов к издателям печатной рекламы об отказе от такой сомнительной услуги вплоть до заявления в суд?»

Его полностью поддержали представители управляющей компании «Уютный дом», принявшие участие в разговоре. Компания обслуживает 552 дома, и в каждом из них из-за регулярного появления невостребованного бумажного мусора возникают проблемы. Это, по словам председателя совета общественности УК Асхата Вафина, и жалобы  жильцов на захламленность мест общего пользования, и возгорания «макулатуры», и появление в подъездах посторонних лиц, и недовольство уборщиц из-за увеличения рабочей нагрузки.

Понятно, что при огромных тиражах рекламных газет срабатывает эффект массы – один из десяти экземпляров найдет своего читателя. Остальные в лучшем случае отправятся на растопку. И здесь Юрий Алаев предлагает наряду с отказом от навязанной услуги активнее  работать с рекламодателями. «Понятно, что рынок рекламы небезграничен, значительная часть рекламных бюджетов сосредоточена на телевидении, 80 процентов печатной рекламы отнимают бесплатные газеты, у которых минимальные затраты на издание огромных тиражей. Но если вдруг в соответствии с законом распространение бесплатных газет будет расценено как навязывание услуг и прекращено или хотя бы снижено раза в два-три, представьте, какие рекламные средства выплеснутся на издания, которые делают приличный контент? И это как раз поможет решить редакциям некоторые финансовые проблемы, в том числе  заплатить за «фактор присутствия» в торговых сетях», – уверен он.

Решить проблему захламленности казанских подъездов на уровне мэрии пробовали и в УФПС «Татарстан почтасы». «Пришел ответ примерно такого содержания: распространение по почтовым ящикам бесплатных газет и рекламных проспектов с управляющей компанией не согласовано, доступ распространителя к почтовым ящикам обеспечивают жители этого дома», – сообщил участникам «круглого стола» ведущий инженер отдела подписки и обработки заказов УФПС «Татарстан почтасы» Владимир Королюк и в качестве альтернативы предложил издателям рекламы установить в подъездах стойки со своими газетами – пусть их берут только желающие.

Когда в дискуссию вступили юристы, выяснилось, что  в законодательстве нет такого понятия, как «навязанная услуга». «В Гражданском кодексе априори подразумевается, что одна сторона хочет получить услугу, а другая ее предоставляет. Получается, что идет нарушение основных конституционных прав – гражданина лишают свободы пользоваться своими правами, в том числе и использовать свой почтовый ящик по прямому назначению – получать адресную, необходимую ему корреспонденцию», – ввела участников «круглого стола» в суть проблемы член правовой комиссии СЖ РТ Этери Ильина.

Что ж, опираясь не недавние слова Президента России – «тупые, кондовые формулировки законов», сказанные, правда, в отношении трудоустройства инвалидов,  можно смело обращаться к нашим парламентариям и в отношении поправок к закону о защите прав потребителей, и в отношении изменения налогового законодательства в аспекте рассмотренной на «круглом столе» проблемы.

Он к шаурме приравнял газету

У распространителей печатной периодики, как выяснилось на «круглом столе», масса своих проблем. Представитель ООО «Альянс Пресс» («Горпечать») Зуфар Хакимзянов привел в пример неутешительную статистику: в Европе средний уровень насыщенности рынка торговыми объектами, подобными нашим киоскам, – одна точка на тысячу человек. В России этот показатель на уровне одной точки на 3 тысячи человек, в Казани – один киоск на 4-5 тысяч жителей. «Поймите, все наши действия направлены на то, чтобы увеличить продажи изданий. К нам бесплатно может зайти любой издатель, мы даем право на жизнь каждому изданию, потом смотрим статистику реализации за три месяца – от бесперспективных отказываемся, поскольку их реализация – это для нас большие риски. С другими находим компромисс. Если издатель заинтересован, то за отдельную плату «продвигаем» издание дальше – используем приоритетную выкладку. Обязательно учитываем потребности покупателей. И продавцов мотивируем именно на продажу печатных изданий», – заверил Зуфар Хакимзянов.

Единодушны распространители печатной периодики и в оценке налоговой политики государства: «Нас уравняли с продавцами пива и шаурмы: единый социальный налог один – 34 процента».

Кстати, недавняя отставка министра финансов России Алексея Кудрина обнадежила представителей рынка распространения печатных СМИ. По мнению председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина, кудринская финансовая политика способствовала стагнации медиаотрасли и всего рынка печатных изданий. Этот малый бизнес в стране подсел, число киосков прессы сократилось. С нынешнего года введены дополнительные отчисления в социальные фонды, теперь распространители печати на каждую тысячу рублей, выплаченных сотруднику, должны платить государству более 340 рублей – это как раз то, на что жаловался Зуфар Хакимзянов. Плюс к этому все остальные налоги.

Первый заместитель руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Фарит Шагиахметов предложил привлечь к решению вопроса  представителей Татарстана в Государственной думе: «Обсуждаемые сегодня проблемы характерны для всех регионов России, нужно как минимум инициировать их обсуждение на парламентских слушаниях. Такой прецедент был в 2006 году, нас тогда услышали».

Итоги взаимополезной дискуссии подвела Венера Якупова, назвав участников «круглого стола» единомышленниками и партнерами в решении наболевших проблем издателей и распространителей печатной периодики. Молча и в одиночку можно апеллировать только к Всевышнему, а сообща для начала отправить отказные письма от СЖ в редакции рекламных газет с просьбой избавить население от своих навязчивых услуг. Следующие письма полетят уже в Роспотребнадзор и антимонопольную службу.

Похоже, в этом случае ответы на классические вопросы, прозвучавшие в ходе «круглого стола», были найдены.

мнение

Киоскер Т.Н.: «Это работа для общительных людей, приятно, что есть постоянные покупатели, оставляю им нужные газеты и журналы. Конечно, нужна хоть какая-то коммерческая жилка, интуиция. Зарплата маленькая, но есть премии. Устраивает и график работы».

Работающий пенсионер Валерий Черных: «Республику Татарстан» читаю уже несколько десятилетий. Мне интересна официальная хроника, радует спортивная страница, в последние годы появилось много интересных публикаций о природе. И кроссворды я люблю. Проблемы с приобретением возникают очень редко, все мои любимые газеты покупаю в киоске».

Бывший распространитель рекламной газеты Ч.В.: «Взялся развозить и раскладывать газеты только для пополнения семейного бюджета. Но мизерная оплата, адский труд и непредсказуемость администраторов оказались несоразмерны».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще