С уважением к собранию древностей

Казалось бы, время не властно над улицей Кремлевской. Особенно на том ее участке, который примыкает к площади Первого мая.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Когда-то от современной улицы Кремлевской начинался городской посад

Казалось бы, время не властно над улицей Кремлевской. Особенно на том ее участке, который примыкает к площади Первого мая.

По сравнению с 1954 годом, когда был сделан первый снимок, изменений практически нет. Другими стали разве что ограда на четной стороне улицы да придорожные фонари, обновился циферблат часов на Спасской башне.

И все же, если внимательно приглядеться к обеим фотографиям, можно увидеть одно существенное отличие: разное количество этажей «Бегемота» – здания бывшего Гостиного двора. Еще четверть века назад этажей было четыре, ныне – всего два.

Причиной этого стал пожар, случившийся 9 декабря 1987 года. Горели два надстроенных этажа, на которых располагались конторы и офисы многочисленных городских организаций и учреждений. Однако при тушении огня был нанесен огромный ущерб и экспозициям Государственного объединенного, а ныне – Национального музея республики. Располагались экспозиции на первом и втором этажах. Водой, с помощью которой пожарные сбивали пламя, в буквальном смысле смыло драгоценные экспонаты и реликвии.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. ЧП дало начало новой истории главного музейного хранилища.

Нынешние размеры и конфигурацию в плане Гостиный двор принял при масштабной перестройке в 1770 году по проекту архитектора Василия Кафтырева. Однако пугачевский разгром привел к запустению двора. При посещении Казани императором Павлом I была выделена значительная сумма для приведения здания в порядок. Отстроенный заново по проекту Филиппа Емельянова, ученика Кафтырева, Гостиный двор стал двухэтажным по Воскресенской улице и трехэтажным (из-за понижения рельефа участка) – по Малой Проломной.

В 1815 году фасад по Воскресенской улице украсился роскошным 18-колонным портиком. К сожалению, он практически утрачен во время перестройки Гостиного двора после очередного катастрофического пожара в 1842-м.
Наконец, последней дореволюционной перестройкой стало переоборудование части здания под Городской музей в 1895 году по проекту архитектора Колмакова.

На третьем и четвертом этажах бывшего Гостиного двора видны остатки портика – внутренняя галерея с колоннамиПосле 1917 года здание стремительно ветшает, чему в немалой степени способствовали многочисленные «квартиранты», подселенные к музею после революции. Руководство музейного хранилища не раз пыталось вытеснить из здания сторонние учреждения, но дело это оказалось крайне нелегким. Приходилось сосуществовать в одном здании.

В 1939 году силами спецтреста «Казнадстрой» бывший Гостиный двор по проекту архитекторов Григорьева и Сперанского был надстроен на два этажа, исказивших, как утверждали специалисты, градостроительный силуэт и масштабность комплекса. К тому же в 1952 году юго-восточный угол здания, прозванного «Бегемотом», рухнул, и на этом месте был возведен жилой дом (проект архитектора А.Бикчентаева) для партийных функционеров и части профессуры, известный в народе под названием «Дворянское гнездо». На первом этаже здания до сих пор располагаются магазины и один из городских банков, верхние этажи – жилые.

Дискуссии о том, что «Бегемоту» необходимо вернуть его первоначальный облик, шли много лет. Но все решил тот самый злополучный пожар 1987-го. Накануне празднования тысячелетия Казани здание бывшего Гостиного двора восстановлено в двухэтажном варианте. Сторонние организации были отселены, и теперь все строение занимает Национальный музей Татарстана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще