Пенитенциарная составляющая прошлого Свияжска – весьма мрачная и насыщенная страница истории острова-града
Памятник жертвам политических репрессий откроется в Свияжске 30 октября.
Строго говоря, новостью это сообщение, озвученное в четверг на пресс-конференции в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям, не стало. Напомним: еще в июле о планах в отношении монумента объявил Государственный Советник Татарстана Минтимер Шаймиев. Однако на сей раз директор историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» Артем Силкин раскрыл журналистам подробности.
Как известно, именно на последнее воскресенье текущего месяца выпадает скорбная дата – День памяти жертв политических репрессий. Это и стало поводом для открытия памятника.
Установлен он будет при входе в Богородице-Успенский монастырь, которому в советские годы выпала участь стать одной из тюрем ГУЛАГа. По словам Артема Силкина, монумент практически готов. Он представляет собой стелу из двух кусков белого мрамора, в вершину которых вмонтирована железная решетка. Из нее наружу протягивается рука, выпускающая на волю птицу. Образ символизирует стремление людей к свободе. Ниже надпись: «Жертвам политических репрессий острова-града Свияжск».
Высота памятника – около двух метров. Его автор – скульптор Махмут Гасимов.
Артем Силкин рассказал, что пенитенциарная составляющая прошлого острова-града – весьма мрачная и насыщенная страница истории, поглотившая десятки, а может быть, и сотни тысяч человеческих жизней.
Установлено, что поначалу в помещениях монастыря располагалось исправительное учреждение для малолетних преступников, открытое в 1928 году по образцу трудовой колонии, созданной ранее педагогом Антоном Макаренко. В ведение колонии передали братский корпус. Здесь были созданы столярная, слесарная, кузнечная, сапожная мастерские, открыта начальная школа, налажено сельхозпроизводство.
Годом позже колонию преобразовали в коммуну для беспризорных подростков, назначением которой являлось перевоспитание с помощью принудительного труда. Однако в 1933 году коммуну закрыли, ее имущество передали НКВД. Через три года на территории монастыря уже действовала исправительно-трудовая колония №11 (далее – №5). Основная масса содержавшихся в ней заключенных была осуждена по «антисоветской» статье 58-10 Уголовного кодекса РСФСР. Первые партии зэков доставили из Белоруссии. При этом был установлен лимит заключенных – 350 человек (он систематически нарушался в сторону превышения), установлены две зоны – мужская и женская. В обязанности невольников входило изготовление мебели и сельского инвентаря.
Условия содержания в ИТР считались весьма жестокими, поэтому заключенные массово заболевали и погибали. Среди наиболее «провинившихся» категорий населения оказались духовенство всех конфессий, зажиточное крестьянство и интеллигенция. Хоронили несчастных в общих могилах прямо перед братским корпусом (здесь находился древний некрополь), а когда он переполнился – за стенами монастыря у протоки Щуки. Сейчас это место скрыто под водами Куйбышевского водохранилища.
Поблизости ученые продолжают находить останки людей. Большинство имеют следы насильственной смерти. По словам Артема Силкина, останков так много, что принято решение не проводить дополнительных исследований с целью выяснения личности захороненных. Во-первых, из уважения к памяти усопших и к их родственникам, а во-вторых, из-за дороговизны данной процедуры.
Много останков ученые находят неподалеку от комплекса присутственных мест (в нем сегодня расположился музей Свияжска). Вероятно, потому, что до революции в этих помещениях располагалась старая тюрьма. В ходе Гражданской войны она оказалась главным центром расправ с плененным на Восточном фронте противником. Кроме того, именно Свияжск оказался местом, где Лев Троцкий объявил о политике децимации – расстреле каждого десятого красноармейца из расквартированных на острове воинских частей, не сумевших выбить белочехов из Казани.
По материалам Музея-мемориала Великой Отечественной войны, через тюрьмы и лагерь на территории Свияжска в 1930 – 1950-х
годах прошли тысячи узников, большинство из которых не совершали уголовных преступлений. Это граждане не только СССР, но и Польши, Германии, Венгрии, Румынии, Австрии. В начале Великой Отечественной войны более трех тысяч узников ИТК-5 и тюремной психиатрической больницы умерли от голода. Они оказались «балластом», и их попросту перестали кормить (среди них около девятисот уроженцев Татарской АССР). Все они для родственников считаются пропавшими без вести, поскольку дата и место их захоронения держались в тайне. Часть погибших (около ста человек) члены поисковых отрядов перезахоронили в братской могиле у входа в монастырь.
В 1954 году подразделения ГУЛАГа в Свияжске были упразднены, а вот психбольница продолжала существовать еще долгие годы.
В числе наиболее известных репрессированных, нашедших вечное упокоение в Свияжске, – художники Владимир Голицын и Андрей Лошадкин, подвижница Сергиево-Посадской лавры Софья Олсуфьева. Их дальние родственники приглашены на открытие памятника, а племянник Владимира Голицына – москвич Иван Голицын – уже подтвердил свое согласие приехать в Свияжск 30 октября. Кстати, одним из известных узников острова был и татарский поэт Хасан Туфан.
Как сообщил Артем Силкин, «тюремные» страницы жизни острова обязательно найдут отражение в экспозиции музея «Остров-град Свияжск», а полные списки погибших в лагерях на территории острова и станции Свияжск будут опубликованы в Книге памяти острова.
В заключение директор музея Свияжска обратился к татарстанцам с просьбой поделиться любой информацией относительно тюрем острова-града и их жертв. Присылать имеющиеся по этой теме фотографии и документы можно в казанский Музей Боратынского.