Работа нотариусов станет более эффективной за счет применения современных информационно-телекоммуникационных технологий – сокращается время подготовки необходимых документов, население значительно экономит время хождения по инстанциям.
К нотариусу каждый из нас рано или поздно придет. Ладно, если нужно только получить заверенную бумагу на вывоз ребенка за границу – можно обойтись одним посещением. А если есть намерение зарегистрировать право собственности, тут без многомесячной беготни по инстанциям за различными документами не обойтись. Но сегодня нотариат готовится перейти на новый, прогрессивный уровень деятельности.
О подробностях на пресс-конференции журналистам рассказали организаторы и участники международного семинара «Применение новых информационных технологий в нотариальной деятельности», который прошел в Казани с участием представителей 50 нотариальных палат субъектов РФ, Казахстана, Украины, стран Прибалтики.
«Использование информационных технологий предполагает исключение хождения гражданина по различным инстанциям и сбора справок. Можно через нотариуса решить все свои проблемы. Во всяком случае, именно так мы в будущем предполагаем выстраивать отношения с Росреестром – чтобы нотариус, собрав документы, запросил все, что связано, к примеру, с предметом отчуждения (квартирой, домом, земельным участком), удостоверил сделку, сам передал на регистрацию, сам получил свидетельство о подтверждении права собственности на имя покупателя и сам это свидетельство выдал. Таким образом, мы избавим граждан от мытарств хождения по мукам», – уверена президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова.
То же самое с налоговой службой, со Сбербанком. Когда нотариус оформляет наследственные правоотношения, ему нужно выдать запрос гражданину, и несчастный должен обойти огромное количество банковских учреждений, чтобы найти, в каком банке находился вклад наследодателя, в каком размере, полагается ли ему компенсация. «А теперь мы, заключив соглашение со Сбербанком, можем, используя электронные технологии, войти в канал связи банка и запросить, есть ли у завещателя наследственная масса в виде вклада, полагается ли ему компенсация на его вклад и в каком размере, в одном банке или в нескольких. И если раньше гражданин тратил на это 2-3 месяца, то теперь – 2-3 дня», – порадовала наследников Мария Сазонова.
Что касается конкретно Татарстана, то, по мнению президента Нотариальной палаты РТ Ольги Гришиной, нотариат республики плодотворно сотрудничает с Федеральной налоговой службой: «У нас открыт коммуникационный канал взаимодействия. В скором времени так будет с Роснедвижимостью, с Земельно-кадастровой палатой». К примеру, нотариусы с налоговиками не знали, как бороться с огромным количеством фальсифицированных документов. «Сегодня, когда приходит юр-
лицо к нотариусу, мы открываем свою базу, вкладываем в нее основной регистрационный номер – тут же появляется развернутая выписка из Единого госреестра, где видно, кто представляет это юридическое лицо, кто зарегистрировал, не в стадии ли оно ликвидации. И количество поддельных документов значительно уменьшилось», – подвела итог Ольга Гришина.