Гостеприимство как профессиональное качество

Россия занимает незавидную позицию в рейтинге посещаемых туристами стран. В сфере отечественной индустрии гостеприимства, сервиса и услуг подавляющее большинство сотрудников не имеет профессионального образования.

Автор статьи: Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ

Россия занимает незавидную позицию в рейтинге посещаемых туристами стран. В сфере отечественной индустрии гостеприимства, сервиса и услуг подавляющее большинство сотрудников не имеет профессионального образования.

Такие данные в минувшую пятницу озвучили участники международной научно-практической конференции «Проблемы развития торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в России и за рубежом». Организатором мероприятия выступил Институт экономики, управления и права – вуз-партнер научно-образовательного кластера в сфере торговли, индустрии госте-приимства, сервиса и услуг Татарстана.

Основная цель конференции – обсудить перспективы развития отрасли и сформулировать предложения по решению актуальных проблем, в том числе и в преддверии Универсиады-2013, а также других международных мероприятий. Обсудить обозначенную тему собрались государственные и муниципальные деятели, руководители и представители российских вузов, ведущих международных, российских и татарстанских предприятий отрасли.

В итоге очно и заочно в мероприятии приняли участие более двухсот специалистов из России, Турции, Ирана, Германии и Узбекистана. На пленарном заседании, открывшем научный форум, с докладами выступили генеральный консул Исламской Республики Иран Расул Багернежад Шаян и декан факультета туризма Университета ГАЗИ (Анкара, Турция), профессор, доктор Невзат Айпек. Таким образом, конференция стала первым крупным научным мероприятием в рамках обозначенного кластера, координационный совет которого возглавляет первый заместитель Премьер-министра республики Равиль Муратов.

По словам руководителя административной группы кластера Георгия Гатауллина, который от имени Правительства Татарстана приветствовал участников конференции, руководство республики взяло курс на развитие туризма и сферы услуг и презентацию нашего региона на мировой арене. Поэтому предложения, выработанные в ходе работы семи научных секций форума, имеют большое практическое значение не только для республики, но и для страны в целом.

По данным Росстата, в 2007 году Россию посетили два миллиона двести тысяч туристов, а в 2009-м их было уже на сто тысяч меньше. Для сравнения: Чехию в этот же период посетили около шести миллионов туристов. С такой информации начал выступление на пленарном заседании первый проректор Института экономики, управления и права Игорь Бикеев.

По его словам, сфера услуг в России развивается непропорционально, заставляя руководителей предприятий отрасли и сотрудников научно-практических центров всерьез задуматься над возникающими проблемами. Одной из них является проблема подготовки кадров для торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг. Игорь Бикеев назвал несколько причин, породивших ее. Среди них – недостаточная практическая ориентированность образования, слабый учет предложений работодателей в содержании обучения, недостаточное использование зарубежного опыта и стандартов, а также невысокий уровень профессионализма менеджеров и руководителей и отсутствие должного внимания к совершенствованию собственной управленческой деятельности.

С этим согласилась декан факультета туризма и гостеприимства Российского государственного университета туризма и сервиса Елена Сахарчук, выступившая с докладом на тему «Профессионализация российского туризма». По ее мнению, человеческий капитал и, следовательно, уровень гостеприимства определяют конкурентоспособность страны в области туризма. И именно человеческий фактор необходимо учитывать при обсуждении обозначенных проблем. При этом Елена Сахарчук отметила, что наша республика в этом отношении выделяется среди регионов России, и прежде всего принятым и действующим «Кодексом гостеприимства Татарстана». Его правила как раз и являются той базой, на которой необходимо развивать институт гостеприимства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще