Тут недавно конкурс красоты проходил, самый главный в мире – «Мисс вселенная». Почему-то подобные соревнования, разного масштаба, всегда вызывают во мне некую печаль. Но чувство это мимолетное, и о причинах его я никогда не задумывалась. Вместе с самими конкурсами оно проходило краем сознания.
А на этот раз, прогуливаясь по Интернету, случайно заглянула на сайт конкурса. Там – фотографии участниц. Мисс Аргентина, мисс Боливия, мисс Греция… Одна красотка сменяла на экране другую. Молодые (самой старшей – 27), улыбающиеся. Все у них вроде бы хорошо, весь мир их узнал. И тут я задумалась: отчего же мне, собственно, грустно?
Скорее всего, конечно, дело в зависти. Внешность у меня не модельная, параметры фигуры далеки от идеальных. И не дефилировать мне никогда по роскошной сцене под вспышками фотокамер и восхищенными взглядами зрителей. Что остается? Только брюзжать. Но, может быть, кроме зависти, есть и другие, менее очевидные причины?
Например, явная сексуальная подоплека конкурса. Нет, что происходит в кулуарах, мы не знаем наверняка, а потому и рассуждать об этом не будем. Поговорим о видимом. Глядя на то, как все там обставлено, невольно возникает вопрос: а для чего выбирают этих девушек именно таким образом?
Взять хотя бы анкеты участниц. Выбираем понравившуюся красотку и открываем ее анкету. И что мы видим? Красивое полуголое тело. Тело одето в шикарный, расшитый золотом и разными камнями костюм для беллиданса. То есть в откровенное бикини с бисерными юбочками. Чтобы мы могли получше его рассмотреть, тело представлено нам с двух ракурсов.
А само построение конкурса? Предварительный отбор – девушки в бикини. Первый тур основного этапа – опять в купальниках. То есть снова оценивается, в первую очередь, тело. Нужно ходить по сцене перед жюри и зрителями, поворачиваться разными боками, аки лошадь на базаре, а тебя придирчиво осматривают. По-моему, довольно унизительно. Но девушкам, видимо, ничего, нравится – улыбаются во все зубы. Зубы хорошие, это видно сразу.
Второй тур – снова в центре внимания тело, но уже в вечернем наряде. Ну и улыбки, конечно же, куда без них. Говорят, если так долго и так широко улыбаться, сводит лицевые мышцы. Впрочем, участницы, наверное, натренировали свои – во время конкурсов всех предыдущих уровней.
А чему учат претенденток на высокое звание во время многодневных тренировок накануне конкурса? Разумному, доброму, вечному? Вы знаете, главным образом учат красиво ходить на каблуках. Впрочем, это тоже, наверное, полезно. Представительница России Наталья Гантимурова описала процесс в своем блоге: «Приступили к репетициям. Опять сто восемьдесят тысяч повторений, но, думаю, это все не зря. Ноги просто ломило от боли, туфли, которые нам выдали, просто какие-то зверские, как орудие пыток. Но нужно стоять и улыбаться. Так мы и делали».
И только в последнем, третьем туре, когда остается всего пять участниц с самыми красивыми телами, им, наконец, позволяют заговорить. Проявить, например, остроумие. И знание английского заодно. А также заявить о своей жизненной позиции. Позиция у всех примерно одинаковая: любить Родину, всячески ей помогать, вовсю заниматься благотворительностью и т.п.
Да, я едва не забыла про дефиле в национальных костюмах! По-моему, оно получилось самым забавным. Во первых, сложилось впечатление, что чем больше огромных перьев, тем лучше. Во-вторых, многие девушки так привыкли щеголять в исподнем, что и тут не смогли отказаться от этого. Например, американка вышла в белых трусах и плащ-палатке из американского флага. Как трусы сочетаются с уважением к государственной символике, я не берусь судить. Не подкачала и россиянка: она тоже была в белых трусах. Без флага, правда, зато в кокошнике. Это выглядело несколько пугающе, видимо, и для жюри тоже: дальше отборочного тура девушку не пустили.
Есть и еще одна причина для грусти. Больше всего мне в конкурсах не нравится стандартизация красоты. Одинаковый рост, телосложение, как у близнецов, длинные волосы. Нужно ходить как все, улыбаться как все, говорить то, чего от тебя ждут. И тогда, возможно, дяденька-ведущий во фраке объявит, что самая красивая во Вселенной – это ты. «Дефекты», которые делают из нас индивидуальность, здесь не пройдут. Тут не место милым оттопыренным ушкам, пухлым щечкам, малому росту, трогательной застенчивости. Какое-то прокрустово ложе. И это «ложе» транслировалось в прямом эфире на аудиторию более миллиарда человек.
Я не хочу, чтобы красоту загоняли в рамки. Не хочу, чтобы красивые люди держались так, словно все время боятся уронить с головы невидимую корону. Естественность и простота всем гораздо больше к лицу.
Кстати, к вопросу о зависти. Я решила опросить беспристрастную (хотя это смотря с какой стороны) мужскую аудиторию – уж в их отношение к этим конкурсам не примешивается извечное женское соперничество! Но и их ответы оказались самыми разными: от вполне здорового мужского «это отличные конкурсы! На красивых девиц как же не поглядеть!» до не менее здорового «я не очень понимаю смысл. Каждая девушка по-своему красива, и самая лучшая красавица может оказаться душевным монстром. Я считаю эти конкурсы большей частью показухой и пиаром».
А вообще, вы знаете… Да какая разница! Несмотря на все стандарты, все равно будут любить и маленьких, и высоких, и толстых, и худых, и обаятельных, и замкнутых. А именно любовь и делает человека по-настоящему красивым. И это, именно такая красота спасет мир.